Эльмира Музалева
Русское подворье. Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурой и бытом русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Музалева Эльмира Владимировна,
воспитатель МДОУ ЦРР –
детский сад №188
«Радость» г. Саратова.
Русское подворье.
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для духовно-нравственного воспитания малышей. Задача взрослых доходчиво и в доступной форме донести до ребёнка основы морали. Хорошее средство для этого приобщение к народной культуре. Знание ребёнком традиций и обычаев, обеспечивает закрепление в душе ребёнка особенностей национального характера, представления о доброте, красоте. Ребёнок в младшем дошкольном возрасте особенно чутко и эмоционально воспринимает окружающую его действительность, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа. У детей формируется историческое и пространственное сходство в духовной жизни, что способствует развитию основ любви к Родине.
Публикация «Русское подворье, Знакомство детей младшего дошкольного возраста с культурой и бытом русского народа» размещена в разделах
В детском саду успешно внедряется и используется метод проектирования. Он основан на взаимодействие педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельность для достижения поставленной цели. Воспитателю необходимо направлять работу детей, организуя отдельные этапы, учитывая их возрастные психологические особенности. Дети в проектной деятельности выступают заказчиками, исполнителями и непосредственными участниками. Высокие результаты усвоения детьми знаний, достигаются тем, что участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Действуя самостоятельно, дети учатся различными способами находить информацию о предмете или явление и использовать знания в своей творческой деятельности.
Не всегда возможно детям дошкольного возраста посещать выставки народного искусства в различных музеях, так как они рассчитаны на восприятие взрослого человека. Поэтому, не забывая про другие методы средства педагогического процесса, целесообразно выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его как мини-музей по культуре и быта русского народа. Необходимо помнить это не должна быть музейная экспозиция в привычном для взрослого виде. Основная задача педагогов ввести детей в особый и самобытный мир быта путём его действительного познания. Ребёнок должен иметь возможность тактильно изучать предметы и обыгрывать их.
После того как убранство мини-музея завершено, педагогу необходимо проработать методику занятия в нём. Опыт показывает, что занятия желательно проводить с детьми подгруппами, не более десяти, двенадцати человек. В младших группах даются названия старинных предметов, демонстрируется их функциональное назначение. При этом детям загадываются загадки, используются поговорки и пословицы, персонажи и игрушки, в виде животных, которые наиболее часто фигурируют в русском народном фольклоре. Система занятий может включать не только активное знакомство с народным творчеством и декоративно-прикладным искусством, но и закрепляются знания, полученные на других занятиях.
Для достижения положительного результата при реализации такого рода занятий необходимо активное сотворчество взрослого и детей, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с ребятами, способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию. Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний, непосредственно в той или иной деятельности.
Организация занятий предполагает активное участие всех детей, применение различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию застенчивых и робких ребят. Следовательно, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, занятия в малом музее детского сада способствуют социальному развитию детей.
Для нашего исследования мы провели занятие в малом музее истории и быта русского народа на тему «Кто живёт у нас на подворье» для младшей группы. В ходе занятия закреплялись знания о домашних животных, их детёнышей и развивался интерес к быту русского народа. Были проведены познавательные занятия по знакомству с жителями и обитателями подворья и предметами быта, читались русские народные сказки, разучивались потешки и поговорки.
Занятие проходило на подворье, где находится изба, огород и скотный двор с домашними животными. Для звукового сопровождения использовалась фонограмма «Голоса домашних животных». Для игры с потешками воспитатель использовал куклу би-ба-бо «Коза Рогатая». Дети в игровой форме знакомились с обитателями скотного двора, определяли их по голосу, узнавали, как ухаживать за животными, какую пользу они приносят человеку.
Малыши с удовольствием, выслушали историю, как проходит день на русском подворье, приняли участие в игре «Идёт коза рогата», с удовольствием определяли голоса домашних животных. В результате совершенствовались их коммуникативные навыки, у детей сформировался интерес к русской культуре, воспитывалась усидчивость и координация, расширился кругозор.
Список использованных источников и литературы.
1. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. Детство-Пресс. Спб. 2015.
2. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. Ростов н/Д. 2013
3. Решетникова А. В. Особенности мышления у детей дошкольного возраста. Ижевск. 2014
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт. Сост. Киселёва Л. С. Данилова Т. А., Лагода Т. С. Зуйкова М. Б. -3 изд. Испр. и доп. М. 2011.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб. 2012
6. Мудрость народная. Выпуск первый. Младенчество и детство. Под ред. Аникина В. П. Гусева В. Е. Толстова Н. И. М. 1991