Жанна Васильева
Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки»
Тема: «В гостях у Пелагеюшки»
Интеграция: образовательные области (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие).
Публикация «Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа „В гостях у Пелагеюшки“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
Задачи:
обучающие: познакомить детей с устройством русской избы;
познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;
развивающие: развивать наглядно-образное мышление, внимание, память; развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
воспитывать трудолюбие.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
2. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.
3. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.
4. Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном, других русских народных сказок.
5. Рассматривание альбома «Русская изба»;
6. Словесная игры, народные игры.
Оборудование :«Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.) ; дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.
Демонстрационный и раздаточный материал: макет русской избы, макет русской печи, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.
Словарная работа:
Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.
Ожидаемый результат. Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
Ход занятия.
Организационный момент (игровая мотивация).
Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки, меня зовут Пелагея.
Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Пелагея: Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково называли Русь, Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими. (правую руку на сердце и поклон).
-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.
-А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.
Пелагея: Ребята, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Милости просим! Всем покажу как я живу.
Дети идут с Пелагеей в русскую избу, заходят, садятся на лавочки.
Основная часть:
Пелагея: А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома.
-Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? (комната). Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.
Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.
-В избе – изба, на избе – труба.
Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)
Печь в избе - самое главное? Без неё в избе жить невозможно.
В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
А сделана печь из кирпичей, значит она какая? (Кирпичная)
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.
Встаньте, подойдите поближе, посмотрите на картинки. Рассматривание иллюстраций.
Пелагея: Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню? А где бабка испекла колобка?
А теперь послушайте ещё загадку.
Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Давайте рассмотрим посуду. Какая она красивая.
Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.
Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Черноват, худоват без копыт, а рогат. (ухват)
Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,
кочерги родимый брат старый кованный ухват.
Предполагаемые ответы детей: Ухват.
Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
(Рассматривание деревянных ложек.)
- Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал»
Физкультминутка:
-В старину много работали и мужчины и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Предполагаемые ответы детей: Самовар.
Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.
Игра " Веселый бубен"
" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,
У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"
Дидактическая игра «Что было, что стало».
Вот так я живу.
-Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение, вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечём, да чайку попьём.
Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.
- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?
Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и в печь для запекания.
-Вот какие красивые получились бараночки, сейчас мы их в печи запечём (ставим бараночки в печь) .А пока они пекутся, мы с вами поиграем в народную игру. На Руси всегда играли в народные игры.
Русская народная игра «Кукушка» Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют: «К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай» Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу
Заключительная часть (анализ НОД) Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки ставит на стол приговаривая: Ай, качи-качи- качи! Глянь- баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!
Пелагея (предварительно в печку поставили противень с уже готовыми баранками) ставит на стол и просит ребят подуть на баранки, чтобы они скорее остыли. Ребята дуют и удивляются, что баранки совсем настоящие.
Хозяюшка: Играми да плясками сыт не будешь! Наш русский народ славится гостеприимством да угощением знатным!
Я иду, иду, иду
Самовар в руке несу.
Самовар в руке несу,
Прибауточку пою.
Тары, тары, тары, бары
Выпьем чай из самовара.
С пирогами, ватрушками
И с блинами вкусными!
Хлебом, солью привечаем
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сем!
Хозяюшка: милости просим к столу, гости дорогие!
Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?
А куда я вас приглашала? А как называется комната в которой вы были? А
без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
- Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их А я посмотрю как вы внимательно меня слушали!
(Дети в избе находят предметы быта старины и называют их.)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
Напоминание о том, что надо вымыть руки перед едой. Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости.
Список литературы:
«Приобщение детей к русской народной культуре».
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002.