Лилия Михайловна Байбара
Совместная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в прошлое куклы».
Цель: Обобщение знаний о традициях изготовления кукол, подведение итогов проекта.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о видах материалов, используемых при изготовлении кукол.
2. Совершенствовать навыки изготовления народной куклы.
3. Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать куклу, активизировать познавательную деятельность, зрительную и слуховую память.
Публикация «Совместная деятельность „Путешествие в прошлое куклы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
4. Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.
5. Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - дымковская, филимоновская, богородская, каргопольская, тверская, матрёшка, создание альбомов «Куклы народов мира», «Русская традиционная кукла». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – желанниц из ткани.
Методы и приемы: создание игровой ситуации, напоминания, вопросы, беседа, поощрение, подведение итогов.
Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов (деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, пластмассовая, ленты для украшения кукол, куклы – заготовки.
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель:
- Я вам принесла
Волшебный ларец…. (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…. (показываю ключ)
Волшебный дворец….
Позвонили в бубенец (звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (нет)
Есть ли там сокровища? (да)
- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке? Как вы думаете?
Дети: - Куклы, которые мы сделали сами.
Воспитатель: - Давайте вы сейчас покажем и расскажем нашим гостям о своих чудесных куклах и о том, как мы их делали. И начнем с самой первой, которую придумал человек. Что это за кукла? Из чего она была сделана?
Дети: - Первая кукла была деревянной. Ее делали из веточки, полена.
Воспитатель: - Я знаю, что таких кукол, делали Вадик Л. И Вадик В. со своими родителями. Расскажите о них.
Воспитатель: - А вот Эльдар знает стихотворение о деревянной игрушке?
Деревянная кукла :
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На Руси сто лет живут
Всех матрешками зовут!
Воспитатель: - Много лет назад человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить, например, куклу. Как называется такая кукла?
Дети: - Глиняная кукла.
Воспитатель: Глиняную куклу делала у нас Ангелина.
Воспитатель: - А Виталик у нас знает стихотворение о глиняной кукле.
Глиняная кукла : - Кукла глиняная я,
Непременно старшая!
Ведь ткани не было тогда,
Когда была я молода.
И может первый человек
Слепил меня в пещере у костра.
Так появилась я на свет,
Чтоб радовалась детвора.
Воспитатель: - Прошло еще немного времени и люди придумали куклу соломенную. Такую куклу в наш музей делали Надя и Аля С.
Воспитатель: А я знаю, что Павлик с папой выучил стихотворение о соломенной кукле.
Соломенная кукла :
Золотистая солома.
Без сомненья всем знакома,
Словно сказочные феи.
Колдовали мы над нею.
Соберём в пучок,
И повяжем поясок.
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших,
Получилась кукла Маша.
Воспитатель: - Ребята, а соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети: - Нет. Ее неудобно держать, нельзя одеть и раздеть.
Воспитатель: - Вот тогда люди и придумали новую куклу. Какую?
Дети: - Тряпичную куклу.
Воспитатель: - Правильно! Давайте покажем и расскажем о тех куклах, которые мы сделали в группе (Руслан, Ксюша В., Савелий, Ксюша М.)
Воспитатель: - Когда мы изготавливали этих кукол, учили о них стихотворение, которое расскажет нам Шуша.
Тряпичная кукла (ребенок) :
- Я куколка тряпичная,
А значит необычная!
До сих пор я без лица-
Решил так человек!
Чтоб злые духи не могли
Вселится в куклу - оберег!
Воспитатель: - И совсем недавно человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.
И так появились наши современные куклы? Какие вы знаете пластмассовые куклы? Назовите их.
Дети: (Называют виды кукол).
Воспитатель: - А как вы с ними играете?
Дети: (Рассказы детей Эвелина, Алина О.)
Воспитатель: - Наша Садаф знает стихотворение о современных куклах.
Пластмассовая кукла : - Эта, кукла молода,
И собою хороша!
Спорить с вами не берусь,
В мире современном я верчусь.
А вам, друзья, советую
Не тратить время зря.
Все вы прекрасны и поэтому,
Вас любит детвора!
Воспитатель: - Ребята, что же такое кукла?
Дети: - Игрушка для детей; вещь, которой играют.
Воспитатель: - Что объединяет кукол и чем куклы отличаются друг от друга?
Дети: - Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером.
Воспитатель: - А где делают современных кукол? Кто?
Дети: - На фабрике взрослые люди.
Воспитатель: - Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть. А как с ними нужно обращаться?
Дети: - Бережно, беречь труд взрослых.
2 часть:
Воспитатель: - По старинному русскому обычаю хорошим гостям дарят подарки. Мы с ребятами сами смастерили для вас кукол-желанниц. А ребята расскажут, почему именно таких кукол мы сделали?
Дети: - Таких кукол раньше имели все девушки. Они умели исполнять желания хозяйки.
Воспитатель: - Правильно! Расскажите, что нужно делать, чтобы кукла исполнила желание.
Дети: - Нужно загадать желание, сделать подарок (ленточку, бусы и др.) и сказать: «гляди, какая ты красавица, а за подарочек — исполни мое желаньице!» потом ее нужно спрятать подальше от всех.
Воспитатель: - Можете не верить. Но все, что попросишь, исполнится.
Воспитатель: - А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол (дети берут кукол, выбирают ленты). Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. Давайте сделаем наши куклам подарочек в виде лент (дети выбирают ленты и завязывают на руках куклы) и загадаем какое-нибудь доброе и хорошее желание. Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание».
Начинает ведущий. Например: «Я хочу вам всем мира и добра!».
После того, как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, воспитатель тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Воспитатель: - Предлагаю их подарить тем, кому задумали, нашим гостям!