МААМ-картинки

«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе

Елена Данилова
«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие») ;

Публикация «„Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах

2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие») ;

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие») ;

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приё мы:

- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;

- наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

- словесные, загадки, вопросы, ответы, Оборудование:

куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Воспитатель (обращается к детям)

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг,

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай

по имени называй

Утра доброго желай!

(Дети передают мяч друг другу, называя имена)

Воспитатель: О чём мы с вами будем говорить, вы узнаете из загадки

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель: Ребята, что означает слово кукла?

Настя: Я прочитала в словаре что кукла – детская игрушка, напоминает она человека.

Воспитатель: я прочитала в журнале НАУКА –кукла это любая фигурка человека, и не является детской игрушкой.

• По-японски кукла — “нинте”, и переводится — “образ человека”.

Воспитатель: зачем нужны куклы? Ответы детей. (Куклы украшают дома, оберегают жилища, и вообще они хорошие игрушки.

Посмотрите, у нас мини – музей кукол, но почему они безликие? - (Ответы детей).(Кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.)

Какими куклами можно играть? Ответы детей (Зайчик на пальчик, перевертыш, пеленашка, веснянка, мальчик и девочка.)

Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем? :

«У Меланьи, у старушки»

У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

А вы можете рассказать про кукол.

Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи (встанем вокруг стола, вокруг барабана разложены картинки кукол оберегов – он вращается. Куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажем. Дети крутят, рассказывают.

1. Эта кукла называется – Пеленашка. Мы ее сами смастерили.

Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы она согревали колыбельку,чтобы малыши крепко спали.

Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза. Люди верили, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.

2. Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл,

такая кукла излечивала от болезней.

4. Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

5. Многорукую куклу "Десятиручку" помещали видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

6. Кукла «День и ночь»

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой

стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава

богу,пусть ночь так же пройдёт».

7. Кукла «Зайчик – на пальчик»

Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.

Воспитатель: Ребята вы знаете как называется эта кукла -. Желанница. Помогает в исполнении желаний.

Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.

Вы умеете загадывать желания, Тогда закройте глаза и загадайте.

Воспитатель: А вы хотите научиться делать куклу «Желанницу»?

- (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую, но сначала

Соберемся все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

И вот только сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем добром настроении. (Дети садятся)

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.

Воспитатель: Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята вы мне поможете?

- (Ответы детей).

Воспитатель: Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите! - Всё, что нужно для дела вам, всё разложено по столам. - За работу поскорей, начинайте подружней.

Воспитатель Сегодня мы с вами будем делать куклу. Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ваты для головы палочка и нитка.

(Изготовление куклы)

Последовательность изготовления куклы – закрутки

1. Взять ткань, согнуть ее попалам.

2. Изготовление головы. В середину ткани положите кусочек ваты-это голова.

3. Одной рукой держите за голову, а другой возьмите нитку за край. Вокруг головы обмотайте ниткой 3 раза, посмотрите у нас ещё осталась нитка она нам пригодиться.

4. Возьмите палочку, вложите ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас ещё остался хвостик у нитки. Сейчас будем оформлять кофточку- крест на крест, с одного плеча куклы на другое. А теперь самое магическое, главное на ручках вы будете завязывать тесьму и загадывать желание, нужно обязательно сделать 3 узелка на каждой тесемочке. Сколько желаний, столько и тесемочек.

Воспитатель: дети никогда не оставляли кукол на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает куклу дочке.

Вот и кукла – Желанница готова. Вы почувствовали какой прилив радости, спокойствия, нежности вселилось в вас, пока вы мастерили эту куклу. Она ваша, в ней часть вашей души. Кукла, сделанная своими руками всегда будет самой любимой и близкой. Хотите поменяться с соседом? (Нет, она стала своей, родной.) Как можно играть с такой куклой? ( Ответы детей: ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутком, сделать ей постельку в картонной коробочке. Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.)

Воспитатель Давайте поиграем

Ручки вверх и ручки вниз,

Подружились – разошлись.

Повернулись вправо, влево.

Все присели, встали смело.

Покрутились как юла –

Ну и дети у меня!

Давайте положим всех рядышком, вот как дружно получилось.

Мы с вами знаем чем играли дети в древности, какими игрушками в прошлом и сейчас в современности Давайте это отразим на реке времени.

Посмотрите какая длинная река. На реке стоят в метки.

Вы догадались, что это за метки? Здесь у нас с вами – древность, которая плавно перетекает в старину. А старина в современность.

Мне очень нужна ваша помощь.

Помогите мне пожалуйста, разместить картинки на реке времени при помощи клея. Каждый берет картинку, думает и помещает её на реку времени. Давайте посмотрим, правильно ли у нас получилось?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Рефлексия:

Воспитатель. Понравилось ли вам делать куклы?

Что нового, интересного вы сегодня узнали про куклы? Что было трудно в работе?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы были новые подружки. Спасибо за работу вашу, за старание.

Публикации по теме:

НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы»НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:.

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Оберег для семьи» Задачи: Познавательные: Познакомить с изготовлением традиционной куклы. Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного.

Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду»Итоги работы над проектом «Музей тряпичной народной куклы в детском саду» Любимые игрушки? У моих воспитанников это те, которые они сделали своими руками. В результате работы над проектом «Музей тряпичной народной.

Итоговое занятие «Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа)Итоговое занятие «Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа) Итоговое занятие:«Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа) Цель: -приобщать детей дошкольного возраста к русской народной.

Изготовление тряпичной куклы ВеснянкаИзготовление тряпичной куклы Веснянка Тряпичная кукла была в древней России почитаема. С ней играли дети всех сословий. В наше время эта традиция почти утеряна, поэтому мне захотелось.

Конспект НОД по теме: «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе Цель: уточнить и закрепить название старинных предметов быта, учить называть их назначение в быту, активизировать словарь по теме: «Старинные.

Конспект открытой интегрированной НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое» Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое» Составила воспитатель Новосад М. Л. МКДОУ «Одуванчик».

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик»Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» Для изготовления куклы понадобятся: -3 круглых лоскутка ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большого около 20 см., второго-18-19.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Проект «Путешествие в мир народной куклы»Проект «Путешествие в мир народной куклы» едагогический проект «Путешествие в мир куклы» Автор: воспитатель I категории Смирнова Елена Евгеньевна Тип проекта: познавательно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе
Опубликовано: 16 августа 2015 в 19:11
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД