Елена Данилова
«Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы». Занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие») ;
Публикация «„Путешествие в прошлое народной тряпичной куклы“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие») ;
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие») ;
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приё мы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;
- наглядные рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные, загадки, вопросы, ответы, Оборудование:
куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Воспитатель (обращается к детям)
Здравствуйте девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте ребята- молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
по имени называй
Утра доброго желай!
(Дети передают мяч друг другу, называя имена)
Воспитатель: О чём мы с вами будем говорить, вы узнаете из загадки
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Воспитатель: Ребята, что означает слово кукла?
Настя: Я прочитала в словаре что кукла – детская игрушка, напоминает она человека.
Воспитатель: я прочитала в журнале НАУКА –кукла это любая фигурка человека, и не является детской игрушкой.
• По-японски кукла — “нинте”, и переводится — “образ человека”.
Воспитатель: зачем нужны куклы? Ответы детей. (Куклы украшают дома, оберегают жилища, и вообще они хорошие игрушки.
Посмотрите, у нас мини – музей кукол, но почему они безликие? - (Ответы детей).(Кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.)
Какими куклами можно играть? Ответы детей (Зайчик на пальчик, перевертыш, пеленашка, веснянка, мальчик и девочка.)
Ребята, я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем? :
«У Меланьи, у старушки»
У Меланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
А вы можете рассказать про кукол.
Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи!» (встанем вокруг стола, вокруг барабана разложены картинки кукол оберегов – он вращается. Куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажем. Дети крутят, рассказывают.
1. Эта кукла называется – Пеленашка. Мы ее сами смастерили.
Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы она согревали колыбельку,чтобы малыши крепко спали.
Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза. Люди верили, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.
2. Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного. Ребёнок играл,
такая кукла излечивала от болезней.
4. Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
5. Многорукую куклу "Десятиручку" помещали видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
6. Кукла «День и ночь»
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой
стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава
богу,пусть ночь так же пройдёт».
7. Кукла «Зайчик – на пальчик»
Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.
Воспитатель: Ребята вы знаете как называется эта кукла -. Желанница. Помогает в исполнении желаний.
Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.
Вы умеете загадывать желания, Тогда закройте глаза и загадайте.
Воспитатель: А вы хотите научиться делать куклу «Желанницу»?
- (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую, но сначала
Соберемся все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
И вот только сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем добром настроении. (Дети садятся)
Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой.
Воспитатель: Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята вы мне поможете?
- (Ответы детей).
Воспитатель: Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите! - Всё, что нужно для дела вам, всё разложено по столам. - За работу поскорей, начинайте подружней.
Воспитатель Сегодня мы с вами будем делать куклу. Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ваты для головы палочка и нитка.
(Изготовление куклы)
Последовательность изготовления куклы – закрутки
1. Взять ткань, согнуть ее попалам.
2. Изготовление головы. В середину ткани положите кусочек ваты-это голова.
3. Одной рукой держите за голову, а другой возьмите нитку за край. Вокруг головы обмотайте ниткой 3 раза, посмотрите у нас ещё осталась нитка она нам пригодиться.
4. Возьмите палочку, вложите ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас ещё остался хвостик у нитки. Сейчас будем оформлять кофточку- крест на крест, с одного плеча куклы на другое. А теперь самое магическое, главное на ручках вы будете завязывать тесьму и загадывать желание, нужно обязательно сделать 3 узелка на каждой тесемочке. Сколько желаний, столько и тесемочек.
Воспитатель: дети никогда не оставляли кукол на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает куклу дочке.
Вот и кукла – Желанница готова. Вы почувствовали какой прилив радости, спокойствия, нежности вселилось в вас, пока вы мастерили эту куклу. Она ваша, в ней часть вашей души. Кукла, сделанная своими руками всегда будет самой любимой и близкой. Хотите поменяться с соседом? (Нет, она стала своей, родной.) Как можно играть с такой куклой? ( Ответы детей: ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутком, сделать ей постельку в картонной коробочке. Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.)
Воспитатель Давайте поиграем
Ручки вверх и ручки вниз,
Подружились – разошлись.
Повернулись вправо, влево.
Все присели, встали смело.
Покрутились как юла –
Ну и дети у меня!
Давайте положим всех рядышком, вот как дружно получилось.
Мы с вами знаем чем играли дети в древности, какими игрушками в прошлом и сейчас в современности Давайте это отразим на реке времени.
Посмотрите какая длинная река. На реке стоят в метки.
Вы догадались, что это за метки? Здесь у нас с вами – древность, которая плавно перетекает в старину. А старина в современность.
Мне очень нужна ваша помощь.
Помогите мне пожалуйста, разместить картинки на реке времени при помощи клея. Каждый берет картинку, думает и помещает её на реку времени. Давайте посмотрим, правильно ли у нас получилось?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Рефлексия:
Воспитатель. Понравилось ли вам делать куклы?
Что нового, интересного вы сегодня узнали про куклы? Что было трудно в работе?
На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы были новые подружки. Спасибо за работу вашу, за старание.