Юлия Симонова
Игровые технологии как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги!
Тема : «Игровые технологии средство развития речи детей раннего возраста».
1. Значение игр для развития речи детей раннего возраста.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребёнка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребёнка воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Игры имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления игрового материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п.
При проведении игр воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребёнка, нельзя водить детей для наблюдения в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дошкольного воспитания.
2. Игры по речевому развитию детей раннего возраста
Игра - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая развивающая игра для детей раннего возраста имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счёте и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Обучающие игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Игровые технологии влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Игры по речевому развитию в раннем возрасте содержат задания, направленные на:
•укрепление мышц рук;
•развитие общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;
•координацию речи и движения;
•накопление пассивного словаря и перевод его в активный;
•формирование фразовой речи.
Сегодня я хочу рассказать о игровых технологиях, которые мы используем в работе с детьми раннего возраста.
Игровое упражнение
«Посади бабочку на свой цветок»
Цель: закреплять представления об основных цветах, называть их (красный, синий, зелёный, желтый, соотносить предметы по цветам. Развивать мелкую моторику рук.
Дети сажают бабочек на цветы в соответствии с цветом.
Игра - драматизация
«Кто в теремке живет?»
Цель: учить малышей слушать сказку «Теремок», различать по внешнему виду животных, правильно называть их. Закреплять правильное произношение звуков.
Воспитатель в процессе рассказывания сказки показывает театрализацию сказки «Теремок». Затем задает вопросы по содержанию сказки. Затем дети пересказывают сказку с помощью воспитателя. Воспитатель предлагает упражнение на звукоподражание. Так же можно предложить детям угадать, кто за какой дверью прячется (по цветам).
Дидактическая игра по технологии Воскобовича В. В. «Ёлочка»
Цель: учить детей называть форму, величину, цвет предмета.
Пособие представляет из себя поле с елочкой, которую надо нарядить. Украшения – это фигуры разного цвета и шнуровка.
Игровое панно
«Лесная поляна»
Цель: развивать у детей умение понимать и пользоваться предлогами: «на, под, около, у, над»; формировать у детей представления о количестве предметов «один-много», активизировать в речи детей слова -предлоги: «на, под, около, у, над», учить детей различать основные цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра выполнена в виде панно и предметов на липучке. Детям предлагается разложить листья на дереве, грибы под дерево, лису, гриб, солнце, тучку. Задаются вопросы:
Что растет на дереве?
Кто спрятался под деревом?
Что около лисы?
Сколько грибов? Тучек?
Можно предложить детям описать полученную картину, разыграть действие с персонажами.
Дидактическая игра
«Разложи и назови»
Цель: закрепить умение назвать предметы и их признаки, упражнять детей в использовании существительных единственного и множественного числа.
Детям предлагается разложить предметы по корзинам: цветы и грибы, назвать какого цвета лепестки и серединка у цветка, сколько грибов, цветов (один гриб, цветок и много грибов, цветов).
Игровой макет «Ферма»
Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, звукоподражание, обогащать словарный запас по теме «Животные и их детёныши». Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным. Также развивает умение детей взаимодействовать друг с другом в совместной игре.
Игры на развитие мелкой моторики рук и пальцев
Как было доказано, речевой центр и центр, отвечающий за работу мелкой моторики, расположены рядом. Возбуждая двигательный центр, мы заставляем работать речевой центр в головном мозге. Таким образом, развивая пальцы рук, мы развиваем речь детей.
Целью таких игр является развитие мелкой моторики рук, что способствует речевому развитию детей раннего возраста. В своей работе мы используем игры с пуговицами, липучками, с шнуровки, игры с прищепками.
Благодаря использованию игровых технологий в работе с речевым развитием у детей происходит количественное накопление словарного запаса;
дети осваивают словарное обозначение предметов, признаков предметов, действий или явлений;
развивается образность мышления;
расширяется объективное понятийное содержание слов;
стимулируется работа воображения, активируя и обогащая словарь ребенка в занимательной игровой форме;
развивается логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
вводятся новые слова в повседневное общение.
Несомненно, игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра является важным средством развития речи детей в раннем возрасте.
Спасибо за внимание!