Любовь Сивак
Советы родителям по обучению грамоте старших дошкольников
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык бывают твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).и твёрдый знак.
мягкие согласные - зеленым цветом, если сразу за ними следуют гласные (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Всегда только твёрдыми звуки [ж], [ш], ц].
Мы учим следующее правила:
ШИ ЖИ
пиши с буквой И Читаем (произносим) “твёрдо, а пишем слог с гласной “И”, которая
“смягчает” согласные звуки. (в этом случае согласные обозначаются синим цветом)
Всегда только мягкими звуки й, ч, щ.
Публикация «Советы родителям по обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
Эти согласные звуки всегда произносятся “мягко”, даже если после них стоят гласные
(А, О, У, Э, Ы)
Мы учим правила:
ЧА ЩА пиши с буквой А
ЧУ ЩУ пиши с буквой У
Несмотря на то, что после этих согласных стоят гласные, которые не смягчают согласные, звуки “Ч” и “Щ” произносятся всегда “мягко”(и обозначаются. фишками зелёного цвета).
Всегда глухими (К, П, С, Т, Ф, Х, Ш, Ч, Щ) почему они глухие как вы думаете? (голос молчит)
Всегда звонкими (Б, В,Г,Д, Ж, З, М, Н, Р) почему они звонкие как вы думаете? (голос звенит) мы знакомимся с Ь и Ъ знаками.
Мягкий и твёрдый знаки не имеют звука. Мы не обозначаем их цветом. Они просто являются нашими помощниками и помогают правильно читать.
Мягкий знак и твёрдый знак
Не раскрасим мы никак
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ. — Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три — Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) — Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). — Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) — Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). — Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). — Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). — Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком). — Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Родителям на заметку
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, с,з; шипящих, ш,ж; соноров л,р);
-сформированность фонематических про-цессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
-готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова;
У ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух (умение выделять и различать речевые звуки).
-анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
-умение работать со схемой слова, разрезной азбуки владение навыками послогового чтения.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить
основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Фонематический слух—это умение выделять и различать речевые звуки. Речевые звуки мы слышим и произносим.
В разных домиках живут согласные и гласные звуки.
Гласные звуки– это такие звуки, при произнесении которых воздух, выходя изо рта, не встречает преграды звуки, которые поются (голосят, гласят). Принято обозначать гласные звуки квадратиком красного цвета.
Всего в русском языке 6 гласных звуков.
Это звуки А О У И Ы Э
Двойные гласные буквы.
Е, Ё, Я, Ю – являются двойными гласными,
имеют два звука.
Е это Й+Э
Ё это Й+О
Я это Й+А
Ю это Й+У
они смягчают согласные, после которых стоят
Материал собран из методичек и альбомов известных авторов, занимающихся звуковой культурой речи и обучением грамоте.