Ольга Шацких
Совершенствование технологий индивидуального обучении при коррекции развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Шацких Ольга Александровна
Учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №1 «Рябинка»
г. Пущино Московской области
Совершенствование технологий индивидуального обучении при коррекции развития речи
Сегодня Россия на пути инноваций и модернизации различных сфер жизни, в том числе дошкольного образования. Все более актуальным в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А для этого необходимо использовать новые и уже известные технологии обучения.
Публикация «Совершенствование технологий индивидуального обучении при коррекции развития речи» размещена в разделах
В настоящее время учитель-логопед, с учетом требований федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, профессионального стандарта учителя, решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать детей в новых условиях?». Необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, ФГОС ДО, образовательных программ, изменений федерального и регионального законодательства, ряда нормативных правовых актов, использовать весь арсенал российского педагогического опыта проведения коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (далее – ТНР, по развитию речи.
При коррекционной работе в ДОО, особенно в условиях логопедического пункта, особое место занимает индивидуальное обучение. Это такая форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель-логопед взаимодействует лишь с одним воспитанником; один воспитанник взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер, игры, картинный материал, дидактические игры и т. п.).
Главное достоинство индивидуального обучения в том, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы коррекционной работы по развитию речи ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, своевременно вносить необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя-логопеда, приспосабливая их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации, со стороны педагога и со стороны воспитанника.
Все это позволяет воспитаннику ДОО работать под постоянным контролем учителя-логопеда, который контролирует затраты сил воспитанника, проводит занятие в оптимальное для ребенка время, используя индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий достигать высоких результатов коррекционной работы.
Особенности индивидуального подхода и индивидуализации обучения при коррекционной работе с детьми на логопедическом пункте ДОО приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Индивидуальный подход и индивидуализация обучения при коррекционной работе с детьми на логопедическом пункте ДОО
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма коррекционной работы по развитию речи являются приоритетными. Индивидуальный подход, как принцип, осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей коррекционного обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Под технологией индивидуализированного обучения будем понимать такую организацию коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма коррекционной работы по развитию речи являются приоритетными. Основные цели индивидуализированного обучения и общие принципы индивидуализации обучения при коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, приведены на рисунке 2.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий индивидуализации обучения являются :
технология индивидуализированного обучения Инге Унт [1];
адаптивная система обучения А. С. Границкой [2];
обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В. Д. Шадрикова [3].
Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа воспитанника в ДОО (под руководством учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов) и дома (при активном участии родителей в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда).
Гипотеза А. С. Границкой: возможна такая организация работы в рамках логопедического пункта, при которой 60–80% времени учитель-логопед может выделить для индивидуальной работы с воспитанниками.
Рисунок 2 - Основные цели индивидуализированного обучения и общие принципы индивидуализации обучения при коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс коррекционного развития речи, но оставлять воспитаннику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Уточним особенности содержания и методики реализации каждой методики индивидуализации обучения :
Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы воспитанника как непосредственно в ДОО, так и дома с родителями, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособления, дидактические игры к имеющейся учебной литературе и для реализации данной методики.
А. С. Границкая: оригинальная нелинейная конструкция занятия: часть первая – обучение группы детей, имеющих примерно одни и те же проблемы с развитием речи, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа воспитанников по негласным контролем учителя-логопеда и индивидуальная работа учителя-логопеда с отдельными воспитанниками. Использование обобщенных схем (Шаталов, работы в парах сменного состава (Дьяченко, многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой, но всё это применительно к логопедическим проблемам.
Н. Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого воспитанника ДОО. Выбирая посильный уровень сложности по каждому проблемному вопросу в рамках реализуемых образовательный траекторий с учетом особенностей корректируемых ТНР у детей, учитель-логопед формирует подгруппы с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании коррекционных занятий, вместе движутся в освоении учебной программы и исправлению дефектов речи. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей воспитанника.
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не «выкидывать» обратно в общую группу неуспевающих (или переводить их в логопедическую группу другой ДОО, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям воспитанника, к развитию способностей.
Общие особенности технологий индивидуализации коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, приведены на рисунке 3.
Индивидуальная форма организации коррекционной работы предполагает, что каждый воспитанник ДОО получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и образовательными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с раздаточным материалом, заданиями учителя-логопеда, дидактическими играми, другими разнообразными источниками; решение задач, примеров, совместные занятия с родителями; проведение всевозможных наблюдений и т. д.
Рисунок 3 - Общие особенности технологий индивидуализации коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР
Можно выделить два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Индивидуальная форма организации выполнения заданий – деятельность воспитанника по выполнению общих заданий, осуществляемая без контакта с другими воспитанниками, но в едином для всех темпе.
Индивидуализированная форма организации выполнения заданий – учебно-познавательная деятельность воспитанника над выполнением специфических заданий, позволяющая регулировать темп продвижения каждого школьника сообразно его возможностям.
Таким образом, одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации коррекционной работы с детьми на логопедическом пункте являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учителя-логопеда от рутинной работы и позволяют при меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя-логопеда за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у воспитанников затруднений. Причем для слабоуспевающих воспитанников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в оказываемой учителем-логопедом помощи. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах занятия с детьми, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т. д.
Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы воспитанников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке с родителями. Здесь важны два обстоятельства: работа на пределе своих возможностей, как воспитанника, так и родителей; каждый выполняет необходимую часть того или иного задания учителя-логопеда ребенку.
На занятии в логопедическом пункте ДОО воспитанники объясняют свое понимание нового материала. Степень самостоятельности индивидуальной работы воспитанников в этих случаях является разной. Первоначально воспитанники выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным наставлениям учителя-логопеда.
По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: воспитанники могут работать по более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя- логопеда. Например, в старшей и подготовительной группах, получив такое задание, каждый воспитанник сам предлагает план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты работы. Постепенно больший удельный вес у ребенка приобретает работа исследовательского характера.
Для слабоуспевающих воспитанников необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие воспитаннику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т. п.
Такая организация коррекционной работы воспитанников на занятии дает возможность каждому воспитаннику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом ее сильные стороны.
Но эта форма организации содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Эти недостатки можно компенсировать в практической работе учителя-логопеда сочетанием индивидуальной формы коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.
Список литературы
1. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М. : Педагогика. 1990
2. Границкая А, С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. – М. : Просвещение, 1991.
3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.