Любовь Горбунова
Совершенствование речевого развития детей-дошкольников посредством педтехнологий в условиях ФГОС до на занятиях ФИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи. В своей работе использую игровые технологии, которые направлены на развитие речи детей, воспитание культуры общения, реализацию принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей.
Публикация «Совершенствование речевого развития детей-дошкольников посредством педтехнологий в условиях ФГОС до на занятиях ФИЗО» размещена в разделах
В своей практической деятельности применяю следующие игровые технологии развития речи :
• Подвижные игры с текстами.
• Настольно-печатные и дидактические игры
• Игры-драматизации
• Сюжетные пальчиковые упражнения
• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
• Артикуляционные и речевые упражнения
• Игры на развитие речевого дыхания
• Игры на формирование фонематического восприятия
• Коммуникативные игры
Логоритмика
Для совершенствования речевого развития детей созданы картотеки :
-речевых игр,
- пальчиковой гимнастики,
- логоритмических упражнений,
- дыхательной гимнастики,
Накапливаю иллюстративный наглядный материал, сюжетные картинки. Организую дидактические и сюжетные игры, которые помогают активизировать речь, обогатить словарный запас, способствуют развитию диалогической и монологической речи детей.
Считалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Объяснение правила игры.
У любой игры есть определённые правила, которые водящий должен объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому, а за тем, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
Подвижные игры, сопровождаемые стихами и песенками, помогают не только регулировать двигательную деятельность детей, их поведение, но и являются одним из эффективных методов развития речи, памяти.
Во время совместных действий в игре стремлюсь вызвать детей на речевой контакт. Задаю вопросы, так как они являются эффективным приёмом и активизируют мыслительную деятельность детей, побуждая их к высказыванию своих мыслей, своего мнения. Подвижная игра «Вышли зайцы погулять» развивают не только двигательную, а творческую и речевую активность детей.
Игры – драматизации позволяют учить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Подобные игры активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
Пальчиковые игры. Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Поэтому я считаю важным включать упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей, в каждую свободную минутку режимных моментов. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:
Игры- манипуляции. Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. («Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)
Сюжетные пальчиковые упражнения- к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой- ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.
Пальчиковые-кинезиологические упражнения «гимнастика мозга». С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.
Объяснение правила игры.
У любой игры есть определённые правила, которые водящий должен объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому, а за тем, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
Различные виды игр с речевым сопровождением : игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом.
Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.
Скакалка также служит хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также совершенствует свой речевой аппарат в игровой форме.
Технология проблемного обучения помогает активизировать самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
При этом использую проблемные вопросы, вопросительные наречия почему? зачем? Ты как думаешь?
Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Таким образом, использование игровых технологий в сочетании с пальчиковой и дыхательной гимнастикой и самомассажем пальцев и кистей рук способствуют обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, развивая их речь и воображение.