Кудинова Алла
Совершенствование профессионализма педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование профессионализма педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дифференцированного и индивидуального образования».
(СЛАЙД 1)
«Особенный ребенок» – это целый мир со своими радостями и огорчениями. Со своим особым восприятием окружающей действительности, они очень ждут нашей помощи и поддержки.
За время работы с «особыми» детьми изучив массу теоретической и практической литературы по коррекционной педагогике, я поняла, что всегда при любых обстоятельствах нужно сохранять верность главному постулату: «Нет трудных, чужих, ненужных, лишних детей, есть дети, развитые на столько, на сколько это развитие возможно в сочетании их внутренних качеств и внешних обстоятельств. Все дети имеют право на успех, на счастье, право быть успешными и понятыми».
Публикация «Совершенствование профессионализма педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Моя задача – зажечь огонек и интерес в душе ребенка и этим и обусловлен выбор содержания занятий и тех способов, с помощью которых это содержание я сообщаю своим «особенным» детям.
А игра, наполненная увлекательным, а главное понятным детям содержанием имеет свою воспитательную цель и формирует ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности: основные представления о добре, зле об окружающем мире.
Я считаю, мне повезло, ведь я работаю с удивительными детьми, необычными, не предсказуемыми, очень интересными не смотря на то, что они особенные дети – дети инвалиды.
Но именно они научили меня быть выдержанной. Спокойной и толерантной. Они научили находить выход из самой сложной ситуации, принимать мир и человека таким, какой он есть.
(СЛАЙД 2)
19 декабря 2014 года был утвержден "Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В процессе реализации обучения, воспитания и развития лежит коррекция здоровья обучающихся с ОВЗ в условиях индивидуального обучения и в классах. Осуществляется она на основе личностно - ориентированного подхода.
Актуальность заключается в том, вся работа направлена на формирование у обучающихся, жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме (социализация в обществе).
Под дифференциацией обучения понимают такую систему обучения, при которой каждый обучающийся, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой, получают право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его способностям.
• типология форм дифференциации включает в себя внутреннюю и внешнюю дифференциацию.
Замысел моей работы заключается в том, чтобы показать, как я применяю дифференцированный подход в обучении, формировании самостоятельности и активности детей в учебной деятельности.
Чтобы организовать деятельность слабоуспевающих обучающихся, необходимо работать с ними индивидуально.
Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.
(СЛАЙД 3)
Давайте уточним понятия «дифференциация» :
«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающего как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени). Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого обучающего, помочь «слабому», развивать способности «более успешного».
(СЛАЙД 4)
Индивидуальное обучение – это полноценный процесс обучения, аналогичный учебе в школе
Надомное обучение - способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома).
Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации
1. Фронтальная дифференциация, когда все обучающие класса выполняют общее задание;
2. Групповая дифференциация, все обучающие класса разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;
3. Персональная дифференциация, когда обучающие выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.
4. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе обучающие разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания.
(СЛАЙД 5)
Цель моего выступления: познакомить вас с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ОВЗ
Задачи:
• познакомить с активными методами обучения;
• научиться применять на практике активные методы обучения в работе с детьми с ОВЗ;
Я предлагаю сегодня обсудить основные проблемы, возникающие при взаимодействии педагогов с детьми с ОВЗ и попытаться найти пути их решения.
Давайте сделаем первый шаг к устранению проблем возникающих при организации обучения.
(СЛАЙД 6)
Для начала вспомним, что не прорастут наши зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, и плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза.
Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок хотел учиться. Учиться ему должно быть всегда интересно. Только тогда обучение принесет пользу.
В своей практике я использую упражнения для развития мотивационной сферы обучающихся.
Практическая часть:
- В начале урока обучающихся необходимо настроить на позитивный рабочий лад.
И перед уроком я прошу помочь мне - хором закончить предложения.
(СЛАЙД 7)
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему. (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой. (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго. (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет :
Дарите всем друзьям. (Дети хором) ПРИВЕТ!
- Такое приветствие позволяет создать позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.
Вторая проблема– повышение концентрации внимания, учебной мотивации для этого используются такие упражнения как «Установка»
(СЛАЙД 8)
Задание 1 группе - «Установка».
Учитель: Привели голову в порядок. (Погладили, причесали себя пальчиками)
Учитель: Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Учитель: Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи (пожелания). Спасибо.
- Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.
(СЛАЙД 9)
Задание 2 группе – упражнение - «Установка»
Соприкасаются пальчиками с соседом и повторяют за учителем:
Разбейтесь по парам и повернитесь друг к другу:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
(СЛАЙД 10)
Задание 3 группе-упражнение «Ладошки»
Повышение концентрации внимания
Я - (хлопок своими ладошками перед грудью)
Сегодня - (правая рука к правой руке соседа)
Желаю - (хлопок своими ладошками перед грудью)
Больших - (левая рука к левой руке соседа)
Успехов - (хлопок своими ладошками перед грудью)
Тебе - ( обе руки к рукам соседа: правая к правой, левая к левой)
(СЛАЙД 11)
Обучающемуся ребенку по адаптированной программе очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить какое - либо задание. Для усвоения изучаемого материала детьми с ОВЗ некоторые вопросы излагаются ознакомительно, некоторые темы или вопросы из темы исключаются. Важнейшая проблема – создание ситуации успеха на уроке. Необходимо предлагать обучающимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих.
Повышение мотивации детей к обучению через пробуждение интереса к предмету обязательно рано или поздно даст положительный результат в работе учителя.
(СЛАЙД 12)
Заключение.
Как у любого метода обучения у индивидуального и дифференцированного методов есть свои плюсы и трудности при организации. Плюсы дифференцированного обучения перед вами на слайде.
Плюсы дифференцированного обучения
1. Развитие более успешных и выравнивание слабых.
2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям.
3. Учеба сопровождается успехом.
4. Развитие учебно – коммуникативных умений.
5. Повышение уровня «Я- концепции»
6. Реализация желания более успешных обучающихся.
(СЛАЙД 13)
Трудности при организации уровневой дифференциации тоже имеют место. Они перед вами.
1. Изучение уровня обучаемости каждого обучающего: память, внимание, мышление, анализ, синтез
2. Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей.
3. Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника
4. Умение держать в поле зрения всех обучающихся.
5. Умение осуществлять обратную связь с обучающими.
6. Умение «спрограммировать» обучение разных групп обучающихся
Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей обучающихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса обучающихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.
(СЛАЙД 14)
Оценивание.
Рефлексия.
«Отрефлексируй»,что ты мыслил,
Что ощущал ты «от» и «до»,
Не бойся, как обычно, если
Ты скажешь что-нибудь не то.
Любая мысль – к открытью дверца,
Любое чувство – к мысли путь,
Мы все способны – в это верьте –
За горизонты заглянуть!
- Решить все проблемы взаимодействия педагогов с особыми детьми нам, конечно же, не удастся, но главное, что мы стали на этот путь.
Для облегчения работы обучающихся важно, на мой взгляд, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец.
Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ и решить все их проблемы, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, ярче!
(СЛАЙД 15)
«Нет трудных детей, есть дети, которым трудно»