Елена Бабарико
Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с организационным компонентом
воспитательно-образовательного процесса.
Задачи: 1) выявить проблемы взаимодействия, связанные с деятельностью
ребёнка и педагога;
2) определить условия организации педагогом деятельности детей
в воспитательно-образовательном процессе;
3) развивать умение педагогов применять на практике продуктивные
методы для организации воспитательно-образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Вступительное слово.
Публикация «Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса» размещена в разделах
2. Выявление проблем организации воспитательно-образовательного процесса.
3. Подходы к организации деятельности педагога.
4. Определение условий взаимодействия педагога и ребёнка.
5. Классификация методов и приёмов для совершенствования деятельностного компонента образовательного процесса (работа в группах).
6. Работа с аудиторией (в командах) по применению методов и приёмов в совершенствовании деятельностного компонента образовательного процесса (корректировка разработанных конспектов занятий).
7. Заключение.
Вступительное слово
Ведущий: - Уважаемые педагоги, тема нашего семинара «Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса».
Свой семинар хотелось бы начать с вопроса: «Что является основой организации воспитательно-образовательного процесса?» (ответы аудитории)
Необходимый компонент обучающей деятельности воспитателя – это взаимодействие с ребёнком, предполагающее активное участие в его деятельности, учёт его интересов. Понимание специфики педагогической деятельности и человеческой деятельности в целом – это и есть основа организации воспитательно-образовательного процесса.
А. Н. Леонтьеву принадлежит мысль о том, что «…именно во внешней деятельности происходит размыкание круга внутренних психических процессов как бы навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг» [1].
Выявление проблем организации воспитательно-образовательного процесса
Ведущий: - Как вы знаете, ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Организация всего воспитательно-образовательного процесса должно строиться на основе этого вида деятельности. Есть ли проблемы по организации воспитательно-образовательного процесса у вас, уважаемые коллеги?
Проблемы:
• разный уровень познавательного развития у детей;
• несформированность у ребёнка умения брать на себя позицию
субъекта собственной деятельности;
• психологический барьер у педагога к принятию новых
технологий и инноваций (позиция обучающего «учитель –
ученик», материал даётся в готовом виде – «по старинке»).
Из трёх выше изложенных проблем вытекает общая основная проблема – организация деятельности педагога, направленная на обеспечение активного познавательного развития дошкольника
Подходы к организации деятельности педагога
Ведущий: - Существуют несколько подходов к организации деятельности педагога. Рассмотрим каждый в отдельности.
Функционалистический подход преобладает в психологических исследованиях. С помощью этого подхода определяется уровень развития ощущений, восприятия, памяти, мышления и др. Наблюдения показывают, что уровень их развития зависит от мотива деятельности, её жизненной важности, эмоционального состояния ребёнка, т. е. от условий взаимодействия взрослого с ребёнком.
Факторный подход предполагает анализировать не саму деятельность педагога, а лишь её результат под воздействием отдельного фактора. Например, для снятия напряжённости у детей необходимо проводить только «игры на эмоции».
Деятельностный подход считается наиболее перспективным. Сущность этого подхода состоит в том, что образовательный процесс рассматривается в прямой связи с требованиями общества на определённом этапе развития. Деятельностный подход предполагает не расчленять процесс на отдельные составляющие, а выделять лишь действие (владение определённым способом что-либо делать). Именно деятельностный подход предполагает наличие мотива, цели и способа выполнения. Этот подход включает такую организацию и анализ деятельности, при которых возможно взаимодействие воспитателя и ребёнка, т. е. имеет выход в систему общественных отношений между людьми. В деятельностном подходе общение выступает и как самостоятельная деятельность, и как определённое действие.
В процессе деятельности не только происходит накопление знаний, присвоение отдельных действий (способов, но и активизируется психическое развитие детей. Т. В. Габай пишет: «Когда мы говорим о деятельностном подходе к некоторому явлению, это не означает, что мы считаем его обязательно деятельностью в собственном смысле слова: оно может быть и операцией, и действием… Одно и то же предметное содержание реализуется сначала внешними операциями, а потом внутренними…» [2].
Отсюда следует вывод, что психическое развитие ребёнка происходит во внешней деятельности и от того, как она будет организована, зависит качество результата.
Определение условий взаимодействия педагога и ребёнка
Ведущий: - При каких условиях может реализовываться деятельностный подход в воспитательно-образовательном процессе?
Ведущий: - Таким образом, можно подвести итог, педагоги:
• создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в разных видах деятельности : читают вместе книги, обсуждают события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр. ;
• создают условия для развития общения между детьми в разных видах деятельности;
• организуют совместную деятельность детей (предлагают игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения познавательным опытом и пр.);
• развивают у детей умение общаться в разных видах деятельности (договариваться, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.);
• создают условия для развития творческой активности детей в деятельности;
• предоставляют детям возможность выбора деятельности;
• поощряют детей к получению новой информации в экспериментальной деятельности;
• реализуют индивидуальный подход в организации всех видов деятельности;
• обращают внимание на изолированных детей (организуют для них специальные условия вовлечения в деятельность с другими детьми);
способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в разных видах деятельности (организуют деятельность отдельно для мальчиков и девочек и совместные);
• поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в разных видах деятельности.
Классификация методов и приёмов для совершенствования образовательного компонента (работа в группах)
Ведущий: - Какие методы и приёмы могут использовать педагоги для совершенствования образовательного компонента педагогического процесса?
Для ответа на этот вопрос вам необходимо разделиться на две команды.
Ведущий: - Для начала вспомним, что такое методы и что такое приёмы?
Методы – это основные виды деятельности ребёнка и педагога, обеспечивающие решение образовательных задач.
Приём – это деталь метода, отдельная его операция, не имеющая своей самостоятельной учебной задачи.
Существует несколько классификаций методов. Воспроизведём одну из них, способствующую совершенствованию образовательного компонента (педагогам предлагается заполнить таблицу). (Приложение №1)
Методы
Репродуктивные Продуктивные
(воспроизводящие) (творческие)
словесные наглядные практические проблемное частично- исследоват.
рассказ, натуральные наблюдение изложение поисковые методы
беседа, объекты,
объяснение. изображения проблемная самостоят. опыт
объектов. ситуация решение проблем
Ведущий: - Таким образом, для организации деятельности педагога и ребёнка рекомендуется использовать продуктивные методы при построении воспитательно-образовательного процесса.
Работа с аудиторией (в командах)
по применению методов и приёмов в совершенствовании образовательного компонента (корректировка разработанных конспектов занятий).
Ведущий: Сейчас вашему вниманию мы предлагаем уже готовые занятия. Вам нужно скорректировать задачи и содержание занятий, включая в них продуктивные методы для подачи материала.
Командам раздаются отпечатанные конспекты занятий, затем идёт обработка данных. По окончанию работы каждая команда представляет свой вариант нового конспекта занятия.
Заключение
Ведущий: И в завершении нашего семинара хотелось бы сделать вывод:
совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает :
• создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки;
• использования их для преобразования мира;
• переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирования эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми, познанию и преобразованию окружающего мира.
Ведущий: - На этом наш семинар окончен, спасибо за сотрудничество, удачи всем!
Литература
1. Леонтьев Л. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983. с. 147.
2. Габай Т. В. Педагогическая психология. М., 1995. с. 20.
3. Мальшакова, В. Е., Ануфриева, Г. В. Деятельностный подход в работе педагога ДОУ / В. Е. Мальшакова, Г. В Ануфриева // Управление ДОУ 2007. №4, с. 95.
4. Виноградова, Н. А., Микляева, Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006. с. 43.