Папки-передвижки

Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ

Людмила Рыбина
Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщить опыт работы педагогов по взаимодействию с родителями воспитанников.

Задачи:

- выявить и проанализировать эффективность используемых форм работы педагогов с родителями воспитанников;

- оказание содействия родителям в вопросах воспитания и развития детей;

- совершенствование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьями детей.

Форма проведения – (нетрадиционная) деловая игра «Путешествие».

Форма проведения по видам организации и проведения – тематический педсовет, подведение итогов работы над годовой задачей.

Публикация «Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ» размещена в разделах

Подготовка к педсовету педагогического коллектива:

1. подготовить и провести мероприятие, с родителями воспитанников используя любую форму работы (подробный конспект сдать в методический кабинет) ;

2. выявить семьи с успешным опытом воспитания детей и подготовить презентацию в форме странички для книги детского сада.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, электронная презентация педсовета и рассказов о семьях воспитанников на флешносителе, 4 стола для деловой игры, стол для ведущих педсовета, стулья по числу участников.

Во ФГОС ДО обозначены, основные принципы дошкольного образования, в том числе и такие, как:

• «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»;

«поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»,

«сотрудничество организации с семьёй»;

• «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В качестве необходимого условия построения образовательного процесса, на основе обозначенных принципов выступает содействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи». Анализ работы образовательных организаций специалистами образования выделили основные проблемы взаимодействия образовательных организаций и семьи :

• - отсутствие системы изучения современной семьи для реализации дифференцированного подхода к взаимодействию;

• - недостаточная разработанность локальных актов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности сторон (педагогов и родителей) ;

• - неоправданное увлечение анкетами и «новыми» формами взаимодействия;

• - ориентация на количество мероприятий и привлечённых родителей без должного внимания к содержанию;

• - существенная недооценка педагогами образовательного потенциала семьи;

• - затруднения при вовлечении семьи в процесс взаимодействия с образовательной организацией и т. п.

И в нашем учреждении педагогический коллектив, заинтересованный вопросами сотрудничества образовательной организации с семьями воспитанников выделили основные направления взаимодействия, при которых учитывался прежний опыт организации по взаимодействию с родителями воспитанников.

В качестве основных направлений взаимодействия были выделены:

• - педагогический мониторинг

• (изучить образ жизни семьи; выяснить особенности семейного воспитания; выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений и неиспользованный резерв семейного воспитания, уровень удовлетворённости родителей совместной деятельностью и т. п.) ;

• - педагогическая поддержка

(создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы

• - педагогическое образование родителей

(ознакомить с особенностями развития ребёнка, приоритетными задачами его физического и психического развития; показать возможности развития ребёнка в семье и т. п.) ;

• - педагогическое партнёрство

(установить партнёрские отношения с поддержать родительскую уверенность в собственных педагогических возможностях; расширить сферы родителей в жизнедеятельности самореализации родителей и детей и т. п.) .

Данные направления послужили отправной точкой в написании раздела образовательной программы, планировании взаимодействия с семьями воспитанников, как отдельных специалистов, так и образовательной организации в целом.

Особого подхода требует организация взаимодействия с родителями детей раннего возраста, детей логопедической группы, детей подготовительной группы по предшкольной подготовке, детей имеющих статус ОВЗ.

Основной проблемой сотрудничества с семьями воспитанников, считают вовлечение родителей в образовательный процесс.

Для её решения в ДОУ были проведены: консультации для педагогов по темам:

«Правовое регулирование сотрудничества семьи и ДОУ»,

«Основы изучения семей воспитанников»,

«Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников»,

«Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»,

«Особенности современной семьи»,

«Планирование и организация различных форм работы с родителями воспитанников»;

Составлен социальный паспорт,разработаны планы взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью систематизации и обобщения опыта работы по взаимодействию с семьями воспитанников в ДОУ был организован обмен опытом работы педагогами. В ДОУ прошли коллективные просмотры разнообразных форм работы с родителями: тематические собрания с привлечением специалистов, мастер-классы, совместная работа детей и родителей в форме кружка, тренинги, игровые конкурсы, спортивные мероприятия, демонстрация фрагментов занятий с детьми, КВН, викторины, развлечения.

Вся проделанная работа ещё не говорит о том, что взаимодействие с родителями на этом прекратятся. Работу следует продолжать, совершенствовать, искать новые формы взаимодействия, опираясь на педагогический мониторинг. Педагогам предстоит систематизировать методический материал, продумать способы анализа и оценки, вести постоянное наблюдение за процессом, сопоставлять промежуточные результаты, а полученный опыт обобщать.

1. Деловая игра «Путешествие».

Задачи:

- подведение итогов работы коллектива над годовой задачей;

- закрепление и демонстрация педагогами знаний о работе с семьями воспитанников;

- формировать сплочённость членов команд;

- развивать умение работать в группе;

- анализ уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.

Условия проведения игры.

Для проведения игры необходима аудитория, где можно свободно перемещаться, письменные принадлежности и бумага по количеству участников.

Ход игры.

Ведущий педсовета просит коллектив педагогов разделиться на две команды по принципу дней рождения: «Кто родился зимой - объединитесь, кто родился летом и весной – объединитесь, кто родился осенью и зимой – объединитесь».

Ведущий даё т группе следующую инструкцию:

- С этого момента вы все – пассажиры поезда, который движется на станцию «Единое образовательное пространство семьи и детского сада». По пути поезд будет делать остановки на станциях, где вам, путешественникам придётся решать и выполнять разные задания. На каждой станции вас будет ожидать станционный смотритель. Его задача – направлять и координировать направление выполняемых вами заданий, а так же - подводить итог.

1-я станция «Факторы влияющие на развитие детей»

1-е задание.

Назовите факторы влияющие на развитие ребёнка в семье. В чём заключается воспитательная функция семьи? Обсудите в группе проблемы современной семьи влияющие на воспитание и развитие ребёнка.

2-е задание.

Определите функции семьи и детского сада по отношению к ребёнку. Есть ли различия?

Резюме станционного смотрителя.

Воспитательные функции семьи значительно ослабли в современное время, так как долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание детей. Современные семьи непрочные, малочисленные, а если и есть многодетные семьи, то они имеют чаще всего негативный разряд. Многие семьи испытывают экономические трудности. Важно объяснять родителям, что семья это высшая социальная ценность, в которой может произойти полноценное развитие личности. Педагогам важно искать новые формы взаимодействия с семьями.

2-я станция «Роль педагогов и родителей».

Задание 1. Определите роль педагога и родителя по отношению к ребёнку. Почему родители отдают ребёнка в детский сад?

Резюме станционного смотрителя:

Ребёнок находится между педагогами и родителями, а взрослые чтобы решать проблемы воспитания, решают свои интересы между собой. Каждый отстаивает свою точку зрения. Воспитатели поучают родителей. Нет обмена мнениями между родителями и воспитателями как между равноправными партнёрами. Чаще всего родители и воспитатели становятся аппонентами.

3-я станция «Взаимодействие педагогов и родителей».

1 задание. Назовите разные формы работы с родителями.

2 задание. Назовите высшую цель и содержание работы если педагог является партнёром?

Ключ ко 2 заданию. Высшая цель и содержание работы и педагога и родителя – является – ребёнок. Педагог партнёр опирается на инициативу родителя и предлагает свою помощь, не даёт готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4-я станция «Планирование»

Задание. Составьте план работы с родителями.

Подведение итогов игры.

Ведущий кратко напоминает ответы участникам игры на каждой станции и делает резюме на каждой станции. Затем подводит итог, о том, насколько компетентными были участники игры.

Вывод: для взаимодействия ДОУ и семьи надо пересмотреть свои роли, свои позиции педагога не как педагога стоящего над детьми и родителями, а как педагога-партнёра. Педагогам следует посмотреть на себя другими глазами. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как именно они получили для этого специальное профессиональное образование.

2. Презентация книги детского сада об успешном опыте семейного воспитания.

3. Аналитическая справка по тематической проверке.

4. Проект решения педсовета.

- привлекать родителей к творческому союзу «педагог-ребёнок-родитель» на основе «Я – концепции» (дата - в течение года, ответственный - старший воспитатель) ;

- осуществлять психолого-педагогическую поддержку воспитания детей используя, использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями ДОУ (дата – в течение года, ответственный – воспитатели, старший воспитатель) ;

Публикации по теме:

Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка

Использование здоровьесберегающих технологий при взаимодействии педагогов с семьей

Публикации по теме:

Проектный метод как форма организации единого образовательного пространства Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое.

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья» «Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья». Актуальность и новизна: Федеральный образовательный.

Дети с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного пространства ДОО Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит в российское образовательное пространство.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространстваОрганизация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства Педагогический проект Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства «детский.

Передовой педагогический опыт по созданию единого образовательного пространства в ДОУ Технология передового опыта Цель: создание единого образовательного пространства. Для реализации вышеуказанной цели я поставила перед собой.

Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ» Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Власова М. М., заведующий МБДОУ «Детский.

Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания.

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до .

Создание коррекционно-образовательного пространства в группе.Создание коррекционно-образовательного пространства в группе. Я работаю в коррекционном ДОУ (для детей с ОНР, в качестве знакомства предлагаю совершить путешествие по моей любимой группе. Цель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 09:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование единого образовательного пространства семьи и ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Рыбина (УИ 389777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД