Людмила Ананина
Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, определил цель и стратегию психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, их инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду» размещена в разделах
Образовательная деятельность ДОО осуществляется посредством основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МБДОУ. Для групп общеразвивающей направленности приоритетным направлением является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование общей культуры личности детей, формирование предпосылок учебной деятельности.
В группах общеразвивающей направленности реализовалась основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООПДО, разработанная коллективом педагогов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. ООПДО учитывает образовательные потребности и запросы воспитанников, рекомендации и теоретические положения примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство», под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, которая определяет содержание обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в группах компенсирующей направленности, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Группам компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевого недоразвития, в подготовке к школе.
В связи со спецификой группы (для детей с тяжелыми нарушениями речи) ежегодно происходит смена контингента воспитанников. В группы детского сада зачисляются дети с речевыми нарушениями различной структуры и тяжести. Имеющиеся речевые дефекты и сопутствующие неврологические заболевания делают индивидуальные различия между детьми одного и того же возраста еще более выраженными, что прямо или опосредованно влияет на особенности поведения, деятельности, общения. Поэтому особое внимание уделяется индивидуализации образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной общеобразовательной программе (АОП) :«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина, которая определяет содержание обязательной части адаптированной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в группах компенсирующей направленности.
В учреждении организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, в группах компенсирующей направленности, которое осуществляется в форме психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Целью ПМПк является установление педагогического заключения и выработка коллективного решения о мерах предоставления помощи детям с ОВЗ. Основными направлениями деятельности ПМПк является: составление индивидуальных программ коррекционных и профилактических мероприятий с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, в своем развитии, социальной адаптации; подготовка пакета документов в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута детей учреждения; консультативная помощь семье по выявленным проблемам; оценка эффективности оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования, в своем развитии, социальной адаптации.
Коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в корректной и доступной для понимания форме. Составленная специалистами учреждения программа коррекционных и профилактических мероприятий реализуются только с согласия родителей (законных представителей).
Индивидуальные программы коррекционных и профилактических мероприятий включают: индивидуальное диагностическое обследование; ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностического обследования индивидуального развития ребенка; психолого-педагогическое консультирование родителей по выявленным проблемам (консультации, практические занятия, демонстрация полученных результатов, методические рекомендации по закреплению правильных речевых навыков); коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с ребенком (индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре); медицинские мероприятия (консультирование врача-невролога, психиатра); реабилитационные мероприятия (для детей-инвалидов).
ПМПк разработаны образцы документации: бланк заявления родителей (законных представителей) о предоставлении психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребенку, журнал регистрации заявлений, представление на ребенка специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, протокол заседания ПМПк, индивидуальная карта развития ребенка, испытывающего трудности в освоении программы, в своем развитии и социальной адаптации.
Индивидуальная карта заводится на ребенка 1 раз и заполняется в течение нескольких лет (до выбытия ребенка из учреждения). Она позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, определить динамику развития, прогноз на дальнейшее развитие с ориентацией на возрастную норму.
Также, индивидуальная карта развития представляет собой оптимальный способ создания единого информационного пространства учреждения, так как выявляет и обобщает в одном документе психофизические, личностные и речевые особенности ребенка, уровень его психического развития, усвоения программного материала и проектирования на основе этого индивидуальной программы коррекционных и профилактических мероприятий.
Работа педагогического коллектива строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей педагоги считают личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Ключевые позиции состоят в следующем:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- гуманизация целей и принципов работы с детьми;
- создание благоприятных условий для работы коллектива и жизни детей.
Основу образовательного процесса в детском саду составляет организация педагогов на охрану и укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей, развитие познавательных и личностных возможностей воспитанников.
Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы логопедических групп детского сада.