Анна Инькова
Семинар по теме «Совершенствование образовательного мониторинга в ДОУ. Применение новых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.
Дошкольное образование не стоит на месте. С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеообразовательной программы дошкольного образования, к условиям ее реализации и с ожиданием федеральных государственных образовательных стандартов, мы осознаем необходимость усовершенствовать образовательный процесс через поиск новых технологий.
Публикация «Семинар по теме „Совершенствование образовательного мониторинга в ДОУ, Применение новых технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Наряду с традиционными техниками рисования, мы с Вами находимся в постоянном поиске инновационных методов изобразительной деятельности. Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентированных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность выполняемого диагностического задания. Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностики. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.
Для достижения цели развития творческих способностей используются методы диагностики, такие как: наблюдение и анализ продуктов деятельности. Очень важным этапом для педагогов являются выставки детских рисунков. На них мы можем увидеть уровень преподавания изобразительного искусства, а также почерк и стиль маленьких художников.
Требования к реализации основной общеобразовательной программы нацеливают нас не только на поиск новых технологий, но и на осуществление мониторинга с использованием новых диагностических методик по изобразительной деятельности в детском саду, которые дают нам возможность увидеть и сравнить диагностики различных авторов. Давайте рассмотрим поподробнее некоторые из них.
Традиционно принято подвергать диагностике знания, умения и навыки детей в изобразительных видах деятельности. Например, знание цветов, основного спектра, их оттенков, умение располагать рисунок на листе бумаги, умения в декоративном, предметном и сюжетном рисованиях, умение правильно держать карандаш, пользоваться кистью. Но каждый из нас, развивая художественно-творческие способности детей, старается разработать или найти свою оригинальную методику диагностики интегративных качеств личности ребенка, проявляющихся в художественном творчестве.
В течении года я решала с детьми следующие задачи:
обучающие- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности. Знакомить с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;
развивающие- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение. Развивать чувство цвета, формы, зрительную память. Развивать творческую активность и инициативу. Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами;
воспитательные- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире. Формировать умение работать в коллективе.
Для решения поставленных задач я разработала диагностическую карту уровней творческих способностей детей 6-7 лет, критериями которых являются знания теплой и холодной гаммы цветов, проявление фантазии, художественного творчества, использование нетрадиционных техник (печать тычком, оттиск смятой бумагой, восковой мелок и акварель и др., композиционные умения. Диагностические задания подобраны с помощью методического пособия для педагогов дошкольного учреждения под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Солменниковой «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу».
Готовясь к сегодняшнему семинару, я нашла диагностические материалы Казаковой Т. Г. и Лыковой И. А., которые позволяют оценивать детские творческие способности с использованием метода наблюдения, что также соответствует современным требованиям.
К сожалению, в некоторых предлагаемых сегодня диагностических методиках встречается много непродуманных вопросов, ознакомившись с некоторыми из них, хочется сделать вывод, что на сегодняшний день не существует идеальной диагностической методики. Все мы живем в непростое время перемен, и я надеюсь, что уже в ближайшее время педагоги смогут применять в своей работе предложенные им грамотные диагностические методики и определять уровень развития воспитанников, что, в свою очередь, позволит скорректировать и усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на пороге школы. В дальнейшем, я планирую совершенствовать данное направление в своей работе.