Ковтун Яна Олеговна
Сотрудничество семьи и детского сада — важное условие успешности воспитанника ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сл. 1: Сотрудничество семьи и детского сада — важное условие успешности воспитанника ДОУ.
(Из опыта работы МБДОУ №22 «Родничок».)
Сл. 2: В контексте ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО успешность рассматривается как одно из важнейших условий достижения целевых ориентиров.
Публикация «Сотрудничество семьи и детского сада — важное условие успешности воспитанника ДОУ» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сл. 3: Являясь источником внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, успешность ребенка становится базовой ценностью и выступает как главный результат педагогической деятельности, можно сказать, что именно успешность ребенка придает смысл деятельности педагога.
Сл. 4: Стремление к успешности или способность добиваться успеха в течение длительного времени, заложенное в ребенке еще с детского сада, будет развивать его мотивацию к высоким результатам в рамках школьного и вузовского образования, а затем и в профессиональной деятельности.
Сл. 5: Безусловно, успешность ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие.
Сл. 6: Большую часть своей жизни он проводит в образовательной организации и дома, поэтому именно педагоги и родители являются его «проводниками» на пути к успешности. Значит, на этом пути рядом с ребенком должны находиться высокопрофессиональные педагоги и компетентные родители.
Сл. 7: Педагоги нашего детского сада хорошо понимают, что создавая условия для успешности ребенка, они создают условия и для своей успешной работы. Поэтому стремятся быть откровенными, открытыми, искренними, стараются вселить силы в воспитанника, находятся с воспитанником в равноправных позициях: открытость педагога направлена к ребенку, как к человеку. Он видит личность, признает ее неповторимость, незаменимость, уважает мысли, чувства детей, право ребенка на свободу выбора. Но при этом педагоги грамотно выстраивают границы, задают ориентиры, предъявляют детям адекватные требования. Педагоги нашего ДОУ создают такие условия, в которых ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, помогают ребенку добиваться успеха в любой деятельности.
Сл. 8: Однако, чтобы обеспечить полноценные условия успешности воспитанника ДОУ, необходимо объединить два источника, которые формируют наше будущее поколение — семью и детский сад.
Сл. 9: В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед коллективом педагогов нашего детского сада является создание условий для сотрудничества семьи и детского сада с целью обеспечения стремления воспитанника к успешности на протяжении всего дошкольного детства.
Сотрудничество педагогов и родителей для создания условий успешности должно носить обоюдный и плодотворный характер. Без взаимодействия и взаимопонимания ДОУ и семьи развитие активности дошкольника, а также стремление к успешности не будет до конца эффективным и результативным. Задача педагога сделать так, чтобы родители стали его активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе, заинтересовать родителей перспективами успешного будущего своего ребенка.
На родительских собраниях, консультациях, беседах, тематических часах педагоги детского сада повышают педагогическую компетенцию родителей относительно форсированности в детях модели успешного выпускника, в дальнейшем успешного ученика через :
- Формирование партнерских взаимодействий с родителями в целях достижения успеха (Анкетирование, семинары-практикумы, круглый стол, консультирование по заявленной проблеме);
- Внедрение ИКТ в процесс сотрудничества (использование мутимедийного оборудования, сайта детского сада).
- Информирование родителей о затруднениях и достижения ребенка, об особенностях психического и интеллектуального развития (рекомендации, информационные листы и т. д.)
Кроме того, педагоги рассказывают родителям о том, какие условия для успешности ребенка должны создаваться дома.
- Нужно предоставлять ему как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
- В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
- Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливать его, а дать возможность выполнить план.
- Продвигать его успехи, предлагая новые материалы, книги.
- Получив какой-либо ответ, просить объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.
Сл. 10: Координировать сотрудничество детского сада и семьи по обеспечению условий успешности воспитанников нам помогает решение следующих задач:
- создание положительной эмоциональной среды общения: воспитанники- родители- воспитатели;
- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей, поддержка их уверенности в собственных возможностях;
- формирование у родителей опыта адекватной оценки деятельности при работе с детьми;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Поставленные задачи реализуются согласно перспективным планам взаимодействия с родителями в едином образовательном пространстве по направлению «Формирование успешного выпускника ДОУ» преимущественно через совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Сл. 12: Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Направление: Формирование успешности выпускника ДОУ.
Цель:
Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка.
Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов.
Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности, успешности дошкольника.
Принципы:
- Все мероприятия проходят с равной активностью родителей и педагогов.
- Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
- Тематика мероприятий одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
- Все мероприятия должны анализироваться с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Сл. 13:
Формы работы месяц
1. Родительское собрание «Скоро в школу».
2. Индивидуальные беседы.
3. Фотовыставка «Как дружно мы живем».
4. Беседа «Правила для родителей».
сентябрь
1. Консультация (учитель - логопед, педагог - психолог) «Как заниматься с ребенком дома, на что обратить внимание - индивидуально».
2. Проект «Мой дом, мой сад, мой город».
3. Выставка «Чудеса природы».
октябрь
1. Анкетирование «О Здоровье – всерьез!».
2. Тематическая выставка «Профессии моих родителей».
3. Тематическая папка «Мы подготовишки!».
4. Консультация «ПДД – знай и соблюдай».
5. Памятка для родителей «Я – хороший ребенок!». ноябрь
1. Информационный буклет «Учимся играя».
2. Консультация «Как повысить работоспособность и выносливость ребенка».
3. Конкурс «Подарок своими руками».
4. Анкетирование «Что такое готовность к школе». декабрь
1. Проект «Я и моя семья».
2. Досуг «Рождественские посиделки».
3. Памятка для родителей «В семье будущий первоклассник».
4. Зимнее спортивное развлечение «Два Мороза».
5. Тематическая встреча «Здоровье и учеба» (врач, педагог - психог, старший воспитатель). январь
Сл. 14 1. Встреча с учителями начальной школы «Здравствуй, первоклассник!».
2. Клуб «Родители будущих школьников».
3. Выставка «Энциклопедии – клад знаний».
4. Консультация «Что такое дисциплина».
5. Развлечение «Защитники отечества». февраль
1. Консультация «Как не остаться одному в школьном коллективе»
2. Клуб любителей чтения: творческие работы на темы любимых произведений.
3. Фотовыставка «Физкульт- привет!».
4. Выставка стенгазет «Что интересного в школе?». март
1. Проект «Скоро в школу».
2. Конкурс семейных газет «Мы родом из детства».
3. Анкетирование «На пороге школы».
4. Консультация логопеда и психолога по заявленным проблемам.
5. Памятка для родителей «Учимся слышать и понимать».
6. Родительское собрание «Встреча с учителями будущих первоклассников». апрель
1. Проект «Скоро в школу».- завершение
2. Фотовыставка «Мы выросли».
3. Круглый стол «Как научить ребенка ответственности».
4. Анкетирование по итогам работы за год.
май
Сл. 15: Анализ практики работы дошкольного учреждения выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей
Сл. 16: 1. Родительские собрания
Сл. 17: 3. Консультации
Сл. 18: 4. Беседы
Сл. 19: 5. Вечера для родителей
Сл. 20: 6. Тематические выставки
Сл. 21: 7. Педагогические советы
Сл. 22: 9. Родительский комитет
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
1. Сл. 23: Дни открытых дверей
2. Сл. 24: Кружки
3. Сл. 25: КВН, викторины
4. Сл. 26: Праздники
6. Сл. 27: Оформление групп
7. Сл. 28: Соревнования
8. Сл. 29: Благоустройство ДОУ и территории
Сл. 30: На пути к успешности ребенка педагоги и родители помнят, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, чего он достиг, и тем, чего ему пока достичь не удается;
ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь многого, что ему хватит сил, желания и ума;
Однако ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего самому себе.
Поскольку без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и навыков, психофизиологические особенности развития и слабую саморегуляцию ребёнка. В связи с чем педагогически оправданным считается организация для ребёнка ситуации успеха самостоятельно выполненной деятельности с помощью ряда операций в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными ( мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приёмами.
Сл. 31: В таких случаях педагогам и родителям помогают такие технологические операции создания ситуации успеха, как:
снятие страха ( выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.);
внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);
латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Ты конечно же не забудешь о …» и др.);
персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предположить…» и др.);
мобилизация активности, педагогическое внушение («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.).
Вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке. «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!», «Удивительно!», «Очень неплохо!» и другие.
Сл. 32: Педагогами нашего детского сада накоплен достаточный опыт по созданию условий сотрудничества семьи и детского сада в направлении успешности воспитанника ДОУ. Этот опыт обобщается в «системе успешности», которая разрабатывается в нашем саду в течение двух лет.
Система успешности состоит из 4 этапов :
Этап Содержание Действия
1 этап
Подготовительный
Задача:
погружение в оценочное пространство. Принятие и освоение новой социальной роли воспитанника «Я успешный» • Ознакомление воспитанников и родителей с комплексной моделью успешности «Будь успешным!» Ознакомление воспитанников, родителей с видами, критериями, показателями успешности.
Сл. 33: 2 этап
Основной
«Выбирай дело по душе и твори!»
Задача:
реализация собственных планов, интересов в различных видах деятельности. Выбор дела в соответствии со своими возможностями и интересами решение поставленных задач, направленных на реализацию задуманного. • Ознакомление воспитанников и родителей с предстоящими делами на ближайшее время.
• Заполнение воспитанниками «Лесенки дел», описание дел родителями.
• Вручение «хваленок» разной цены за участие, призовые места.
Сл. 34: 3 этап
Рефлексивный
«Портфолио моих достижений»
Задача: Понимание собственного успеха, определение задач для дальнейшего продвижения (с помощью воспитателя или родителя. Формирование умения оценивать себя и свои достижения • Фиксирование успехов за определенный период (месяц, полугодие, год) по критериям в портфолио достижений ребенка.
• Заполнение мониторинга достижений воспитанников, через самоанализ и самооценку собственных достижений (по уровням) на лесенке успеха.
Наибольшая сумма успехов в общей копилке дает право носить звание «Лучшая группа», - «Лучшие воспитатели», «Лучшие родители».
Сл. 35:
Сл. 36: 4 этап
Заключительный этап
Подведение итогов за полугодие, год. Формирования потребности в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его успехов в различных видах деятельности. Церемония награждения воспитанников за различные достижения.
- на уровне группы воспитанников, родителей;
- на уровне детского сада, родителей.
(КОММЕНТАРИИ ПО ТАБЛИЦЕ)
Сл. 37: Таким образом, применяемая система успешности является :
-средством формирования мотивации, личностной установки у воспитанников на созидательные действия, социально-значимую инициативу.
- средством формирования потребности у воспитанников в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в различных видах деятельности;
-средством развития субъектной позиции у воспитанников как способности управлять своими действиями: планировать способы своих действий, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
Сл. 38: В результате применения системы успешности
выпускник нашего детского сада :
- социально - успешный (уверенный в собственных силах и возможностях,
- избирательно - инициативный (желает знать, понять, заботиться,
- социально - контактный (умеет сотрудничать,
- самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).
Сл. 39: Таким образом, условия сотрудничества семьи и детского сада на пути к успешности воспитанника дают реальную возможность каждому ребенку пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих.
Сл. 40: спасибо за внимание!