Лучший педагог года

Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника

Тамара Гулканян
Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы

Этические аспекты взаимодействия педагогов Доо и родителей

Аннотация : в статье описана важность соблюдения норм педагогической этики при взаимодействии с родителями воспитанников в ДОО.

Ключевые слова: педагог, этикет, педагогическая этика, педагогический процесс, воспитатель, родитель, взаимодействие, общение, ДОО.

Публикация «Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника» размещена в разделах

В настоящее время в особенности актуален процесс развития духовно-нравственного мира воспитателя ДОО. Общество верно предъявляет к нему такие запросы, как образованность, компетентность, ответственность, правдивость, разборчивость к себе, а еще порядочность, интеллигентность, присутствие богатой внутренней культуры. Эти запросы выдвигались и до этого, но в современных критериях общественного развития они в особенности актуальны. Данным характеристикам воспитатель ДОО может соответствовать только при наличии у него высокого уровня культуры поведения, в которой появляются не только морально-нравственные и эстетические базы, но и сформированная поведенческая компетенция.

Поведенческая компетенция дозволяет педагогу верно найти линию поведения и стиля общения с воспитанниками, в том же духе с их родителями, что в особенности принципиально в данный момент, когда мы привлекаем семьи и образовательные организации к взаимодействию в воспитании подрастающего поколения.

На современном этапе изменение направленности работы дошкольного учреждения, его ориентация на семью, как главного клиента и потребителя предоставляемых образовательных услуг были вызваны изменением статуса семьи. Это стало предпосылкой кардинальных смен в характере взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева, относятся:

- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;

- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

- разделение процесса деятельности между участниками;

- совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создания оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;

- получение единого конечного результата – формирование функционально-грамотной гармоничной личности дошкольника (2, с. 34).

Педагогический этикет подключает совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения между воспитателем и ребенком, между воспитателем и родителями воспитанников, между воспитателями ДОО. Соблюдение педагогического этикета имеет место быть в деловом стиле воспитателя, его речевых и неречевых манерах, в базе которых лежит умение демонстрировать чистосердечное почтение к окружающим людям.

Успешность педагогического общения педагога в значимой степени определяется умением не только правильного и выразительного произношения, но и способностью проявить свои ощущения и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умением управлять собственным психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников показывает, что для установления контакта в разговоре педагогам принципиально активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи активного слушания, визуального контакта, уместного комплимента, улыбки и пр. с целью создания эмоционально-положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а не ради того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи (4, с. 58). Субъекты педагогического процесса сочетают в своей речевой деятельности совокупность, по меньшей мере, трех граней общения: 1) собственно языковой; 2) коммуникативной; 3) речевой. Речевая грань личности связана с выбором определенной стратегии речевого поведения и соответствующих средств для реализации цели общения в данной ситуации. Для совершенствования культуры общения в современном образовательном пространстве ДОО необходимо особое внимание уделить речевому аспекту взаимодействия воспитателя и родителя. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнеров общения, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определенным образом под влиянием темперамента и установки (6, с. 10-16).

Главная задача взаимодействия педагогов ДОО с родителями – введение партнерских отношений, которые позволяют объединить стремления для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому принципиальным аспектом, определяющим характер речевого общения в детском саду, в первую очередь, выступает степень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его личные и профессиональные свойства, индивидуальности его профессиональной речи, отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями; сообщение о достижениях малыша; о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера, его содержательность обязаны содействовать хорошему общению.

Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого (1, с. 49).

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт, уровень культуры и нравственной позиции, и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса детского сада во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада.

Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями – главная задача педагога. Отношения в системе «воспитатель – ребенок – родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» воспитателя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения воспитателем этики во взаимоотношениях с воспитанником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка ребенка не проходят бесследно, затрудняют контакт воспитателя и семьи. Установление доверия между воспитателем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей детей «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к педагогу со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к образовательному учреждению.

Список литературы

1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М. : ТК Велби, 2008. – 344 с., с. 49

2. Коротаева Е. Основы диалогических взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и родителей //Детский сад от А до Я. – 2008. - №5. – С. 32-42

3. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник /Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова и др. – М. : Флинта; Наука, 2003. - 840, с. 253

4. Молева И. Б., Лисицына И. А. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста //Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №1. – С. 58

5. Стернин И. А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001

6. Сухих С. А. Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализации. – Краснодар, 1997. – 72 с.

7. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М. : Педагог. об-во России, 1998. – 250 с.

Публикации по теме:

Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС Доклад «Построение образовательной политики дошкольной образовательной организации с учетом реализации ФГОС ДО» Уважаемые коллеги! Политика.

Анализ работы с семьей, результативность. Индивидуальная программа семьи воспитанника. Анализ по работе с семьями, за 2017 – 2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году в старшей группе «Фантазёры» велась непрерывная работа.

Декоративное озеленение участка дошкольной образовательной организации В дошкольной образовательной организации дети проводят достаточно много времени, поэтому они должны себя чувствовать здесь комфортно. Поскольку.

Конструкт организации совместной образовательной деятельности Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Проект «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни» Проект; «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни». Сравнительный анализ 5- ти образовательных.

Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста .

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации «Экологическая развивающая среда в ДОУ» Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий.

Электронный документооборот в деятельности образовательной организации «Электронный документооборот в деятельности образовательной организации» Современная школа – это не только место, куда по утрам спешат ребятишки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника
Опубликовано: 16 марта 2019 в 11:47
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Гулканян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД