Тамара Гулканян
Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника
▼ Скачать + Заказать документы
Этические аспекты взаимодействия педагогов Доо и родителей
Аннотация : в статье описана важность соблюдения норм педагогической этики при взаимодействии с родителями воспитанников в ДОО.
Ключевые слова: педагог, этикет, педагогическая этика, педагогический процесс, воспитатель, родитель, взаимодействие, общение, ДОО.
Публикация «Сотрудничество образовательной организации с семьей воспитанника» размещена в разделах
В настоящее время в особенности актуален процесс развития духовно-нравственного мира воспитателя ДОО. Общество верно предъявляет к нему такие запросы, как образованность, компетентность, ответственность, правдивость, разборчивость к себе, а еще порядочность, интеллигентность, присутствие богатой внутренней культуры. Эти запросы выдвигались и до этого, но в современных критериях общественного развития они в особенности актуальны. Данным характеристикам воспитатель ДОО может соответствовать только при наличии у него высокого уровня культуры поведения, в которой появляются не только морально-нравственные и эстетические базы, но и сформированная поведенческая компетенция.
Поведенческая компетенция дозволяет педагогу верно найти линию поведения и стиля общения с воспитанниками, в том же духе с их родителями, что в особенности принципиально в данный момент, когда мы привлекаем семьи и образовательные организации к взаимодействию в воспитании подрастающего поколения.
На современном этапе изменение направленности работы дошкольного учреждения, его ориентация на семью, как главного клиента и потребителя предоставляемых образовательных услуг были вызваны изменением статуса семьи. Это стало предпосылкой кардинальных смен в характере взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева, относятся:
- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;
- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
- разделение процесса деятельности между участниками;
- совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создания оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;
- получение единого конечного результата – формирование функционально-грамотной гармоничной личности дошкольника (2, с. 34).
Педагогический этикет подключает совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения между воспитателем и ребенком, между воспитателем и родителями воспитанников, между воспитателями ДОО. Соблюдение педагогического этикета имеет место быть в деловом стиле воспитателя, его речевых и неречевых манерах, в базе которых лежит умение демонстрировать чистосердечное почтение к окружающим людям.
Успешность педагогического общения педагога в значимой степени определяется умением не только правильного и выразительного произношения, но и способностью проявить свои ощущения и отношение к собеседнику взглядом, жестом, умением управлять собственным психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия воспитателя с родителями дошкольников показывает, что для установления контакта в разговоре педагогам принципиально активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи активного слушания, визуального контакта, уместного комплимента, улыбки и пр. с целью создания эмоционально-положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а не ради того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи (4, с. 58). Субъекты педагогического процесса сочетают в своей речевой деятельности совокупность, по меньшей мере, трех граней общения: 1) собственно языковой; 2) коммуникативной; 3) речевой. Речевая грань личности связана с выбором определенной стратегии речевого поведения и соответствующих средств для реализации цели общения в данной ситуации. Для совершенствования культуры общения в современном образовательном пространстве ДОО необходимо особое внимание уделить речевому аспекту взаимодействия воспитателя и родителя. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнеров общения, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определенным образом под влиянием темперамента и установки (6, с. 10-16).
Главная задача взаимодействия педагогов ДОО с родителями – введение партнерских отношений, которые позволяют объединить стремления для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому принципиальным аспектом, определяющим характер речевого общения в детском саду, в первую очередь, выступает степень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его личные и профессиональные свойства, индивидуальности его профессиональной речи, отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями; сообщение о достижениях малыша; о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера, его содержательность обязаны содействовать хорошему общению.
Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого (1, с. 49).
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт, уровень культуры и нравственной позиции, и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса детского сада во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада.
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями – главная задача педагога. Отношения в системе «воспитатель – ребенок – родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» воспитателя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения воспитателем этики во взаимоотношениях с воспитанником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка ребенка не проходят бесследно, затрудняют контакт воспитателя и семьи. Установление доверия между воспитателем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей детей «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к педагогу со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к образовательному учреждению.
Список литературы
1. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М. : ТК Велби, 2008. – 344 с., с. 49
2. Коротаева Е. Основы диалогических взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и родителей //Детский сад от А до Я. – 2008. - №5. – С. 32-42
3. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник /Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова и др. – М. : Флинта; Наука, 2003. - 840, с. 253
4. Молева И. Б., Лисицына И. А. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста //Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №1. – С. 58
5. Стернин И. А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001
6. Сухих С. А. Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализации. – Краснодар, 1997. – 72 с.
7. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М. : Педагог. об-во России, 1998. – 250 с.