Залина САМВЕЛЬЯН
Обобщение опыта работы на тему: «Сотрудничество семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему :
"Сотрудничество семьи и детского сада"
Самвельян З. В
Основное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее в большей степени зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей; за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.
Публикация «Обобщение опыта работы на тему: „Сотрудничество семьи и детского сада“» размещена в разделах
Современная демократия предполагает привлечение граждан к принятию решений. Один из наиболее важных принципов, отличающий качественную программу дошкольного образования, - это привлечение семей, а соответственно и местного сообщества, к учебному процессу. А программа детского сада должна отражать основные демократические ценности. Это подразумевает постоянный обмен информацией между родителями и педагогическим персоналом, а так же уважение каждой из сторон точки зрения и мнения другой. Как в любой демократической системе, у каждой из -сторон есть обязательства и ответственность, Члены семей должны быть хорошо осведомлены о целях, задачах и требованиях программы. Педагоги обязаны как можно более полно информировать родителей о работе группы, выделять время для ответов на их вопросы и разрешения сомнений. От воспитателя также требуется понимание индивидуальных нужд ребенка и обстоятельств каждой конкретной семьи.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями.
Учитывая выше названные принципы и требования, мы строим свою работу в тесном сотрудничестве с нашими родителями. Содержание работы с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».
Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Опрос, по выявлению запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении дал следующие результаты: 20 % родителей считают, что современная сфера дошкольного образования нуждается в изменениях, 51% - нуждается в частичных изменениях, 9% - требуются коренные изменения, 20% - затруднялись ответить. На вопрос «Что вы можете сказать о дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребенок?», получили следующие ответы: 69% родителей детский сад устраивает полностью, 39 % родителей устраивает в основном, 2 % родителей не устраивает. На вопрос «На что, по вашему мнению, должно быть направлено образование вашего ребенка до школы?» получили следующие ответы: на его общее развитие 60%, на подготовку к школе — 36% на приобщение к культурным ценностям 4%. 76% родителей готовы платить за дополнительные услуги по обучению игре на каком — либо инструменте, за обучение чтению — 14%, за обучение основам психической саморегуляции 10%. Из членов семьи в основном находится с ребенком: мать — 57%, мать+ бабушка 18%, бабушка 8%, мать + отец 5%, мать + отец +- бабушка + дедушка — 8%. Родители имеют следующее образование: высшее - 34%, средне-специальное - 21%, среднее — 26%, не полное среднее — 19 %.
85% опрошенных родителей характеризуют работу с родителями как «отличную, «хорошую», «без претензий»; «удовлетворительным» находят этот аспект работы детского сада 15 % родителей. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно»).
Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядят следующим образом. Содержание ответов в %.
• научиться у персонала терпению, чуткости, пониманию, приветливости, выдержке — 41
• научиться правильному воспитанию детей — 35
• научиться методикам обучения, умению правильно организовать досуг детей — 17
• научиться определять способности детей — 3
• не ответили — 4
Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Родители также о сознают необходимость и потребность в специальной информации, хотя сформулировать запрос порой им сложно.
Пожелания родителей к личности педагога строятся по принципу взаимоподдержки:- родители хотели восполнить отсутствие у себя каких - то личностных или профессиональных качеств наличием их у педагогов. Из профессиональных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, педагогу должны быть
присущи такие качества, как самостоятельность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей деятельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе.
Так же популярны в нашем детском саду анкеты : «Анкета-знакомство» «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Социологическая анкета семьи», опрос «Ваши пожелания и ожидания» и др. Анкеты и опросники прилагаются.
Как показывают проведенные нами опросы родителей, не все родители компетентны в вопросах воспитания и психического развития детей. Анкетирование и наши наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода, которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать своего ребенка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение ребенка в семье», «Методы воздействия на ребенка в семье» (как вариант темы «Поощрения и наказания», «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почти в каждой семье стоит проблема - чем занять ребенка.
Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет некоторые родители пытаются научить читать, писать, считать, обучают работе с компьютером.
С учетом всех этих данных мы выбираем подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями.
В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми. В такой форме проходят у нас совместные праздники, как «День Матери», «23 февраля», «Праздник мам», «День смеха» и тд. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Родители на праздниках читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами конкурсов. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов.
Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы. Особо активно участвуют родители в оформлении различных выставок, проявляя богатую фантазию и творчество.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательная форма организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль в этом направлении принадлежит групповым родительским собраниям и консультациям. Эти формы работы принимались и раньше, но сегодня мы изменили принципы построения общения. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому мы рассматриваем эти формы работы как нетрадиционными и проводим их в следующих формах: Педагогическая лаборатория», «Аукцион», «Душевный разговор», «Есть мнение».
Информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов. пересмотреть методы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что : родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках- передвижках. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникших проблем. Учитывая разные мнения педагогов, мы стараемся сделать наглядную агитацию эффективной, используя современные технологии оформления этих стендов и самих стендов. Но при этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал.
Одной из информационно-ознакомительных форм работы с родителями является проведение «Дней открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто демонстрировать педагогический процесс с родителями, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а так же близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании {бабушки, дедушки, братья, сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей сами могут поучаствовать в играх, занятиях и т д
Возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
Итак, системная работа совместной деятельности родителей и педагогов дает свои результаты.
Система дошкольного образования отражает ценности и культуру общества. В открытой, демократической культуре поощряется и поддерживается активное участие родителей в процессе воспитания. Педагоги и родители вместе работают над созданием возможностей для воспитания детей, решения проблем, с которыми они сталкиваются каждый день. Дети учатся взвешивать варианты и делать выбор, заботиться о себе и о других, выражать свои идеи и чувства. Дети будут управлять нашим новым миром - и пусть этот мир будет лучше и человечнее!