Татьяна Корягина
Консультация для родителей «Творческая игра как важное условие при подготовки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей подготовительной к школе группы
«Творческая игра как важное условие при подготовки к школе»
Перед консультацией в помещении группы оформляется выставка методической литературы по игровой деятельности дошкольника, фотостенд «Мы играем».
Воспитатель:
Публикация «Консультация для родителей „Творческая игра как важное условие при подготовки к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Однажды один родитель спросил у меня: «А правильно ли, если мой ребенок не хочет играть и возиться с игрушками? Сейчас он хочет учиться читать, считать. Мы его ничем таким не заставляем заниматься?» А другой родитель тут же его поддержал: «Конечно, правильно, а вот мой сын уже большой, а все ещё играет, ведь скоро в школу. Я его учу буквам, читать, а он играет!» Естественно, я как педагог должна дать ответ, рассеить сомнения родителей. Поэтому сегодня пригласила поговорить о роли творческих игр детей при подготовке к школе. Важно помнить и знать, что ребенок охотнее всего делает не то, что ему говорят, а то, к чему взрослые серьёзно и заинтересованно относятся, о чем постоянно говорят и беспокоятся. Вы проявляете неподдельный интерес к тому, как будет учиться малыш в школе, говорите о том, что он должен уметь читать, считать — вот он и хочет читать и считать. Всем родителям просто необходимо знать, что главное — это психологическая готовность к школе, и очень хорошо, у кого дети играют. А для чего и почему дети должны играть?
(Высказывания 2-3 родителей)
Через игру ребенок познает окружающий мир, удовлетворяются его основные потребности:
- стремление к самостоятельности;
- участие в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира.
Ребенок действует, как будто бы он взрослый. Выполняя определенную роль, ребенок осознает свое «Я.
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.
Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе. Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее, учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива происходит в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам. Дети, приученные к таким играм, придут в школу хорошими товарищами, организаторами. Одним словом, именно в игре осуществляется переход к новой, более сложной деятельности — учению.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
С работой по правилу в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами.
Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
На примере некоторых игр мы покажем, как организованы игры в нашем детском саду, которые могут длиться не один день.
Игра «Пожарные».
Сначала дети составляют план игры (игровые ситуации, затем распределяют роли: командир пожарной бригады, пожарные, диспетчер пожарной части, шоферы пожарной и скорой помощи, врачи скорой помощи, фотокорреспондент, мама и дочки; готовят атрибуты.
1 игровая ситуация: Шофер пожарной машины подготавливает машину к выезду: укладывает огнетушитель, рукав, топоры, лестницу, заправляет бензином. Диспетчер готовит рабочее место: телефон, стол, тетрадь для поступивших вызовов. Мама готовит обед, дети играют.
2 игровая ситуация: Мама звонит диспетчеру и сообщает адрес места пожара, успокаивает детей. Диспетчер сообщает командиру пожарной бригады, бригада выезжает на помощь. Диспетчер сообщает в скорую помощь. Врачи выезжают. Мама и дети зовут на помощь. Проблемная ситуация: 2 этаж, как спасти пострадавших?
3 игровая ситуация: Командир принимает решение разложить лестницу и приступить к спасению людей. Спасают пострадавших. Врачи оказывают помощь. Пожарные тушат.
Сопутствующие сюжеты и дополнительные роли: Приезд полицейских: осматривают место возгорания, ищут причину, опрашивают пострадавших. Приезд машины скорой помощи – врач оказывает первую помощь пострадавшим, накладывает повязку, измеряет давление, увозит в больницу. Шофер пожарной машины ремонтирует колесо, едет на заправку за бензином, за водой. Фотокорреспондент делает фото на месте происшествия.
Проблемная ситуация: Девочка вспоминает, что в огне осталась кошка.
4 игровая ситуация: Командир принимает решение спасти животное и одевает противогаз, находит животное. Тушение пожара продолжается. В конце игры командир сообщает диспетчеру, что пожар потушен. Диспетчер предлагает возвращаться на базу. Можно наградить самых смелых и отважных.
Вы видите, что игра – целый творческий процесс, требующий от взрослого серьезной организации. Посмотрите фотографии других игр и оцените возможность их повторения в домашних условиях.
Сюжетно - ролевая игра "Школа"