Елена Ионова
Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека рассматривается современной наукой как комплексный интегративный показатель, отражающий состояние экологических. социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения[ 1].Проблема воспитания культуры здоровья детей затронута в работах Н. М. Амосова, И. А. Анохиной, Л. С. Выготского, А. Г. Гогоберидзе, В. А Дергунской, Б. Б. Егорова, Ю. Ф. Змановского, В. В. Кудрявцева, Н. В. Полтавцевой, С. Л. Рубенштейна.
Публикация «Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества, так как современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека. Особенно детей дошкольного возраста. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из задач работы в области физического развития детей видит становление у них ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)
Семья и детский сад являются главными социальными институтами, отвечающими за состояние здоровья ребенка, его приобщения к культуре здоровья.
Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров:
• Социально- культурным – значит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
• Социально-экономического – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
• Технико – гигиеническими – зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;
• Демографическим –определяется структурой семьи.
Значимость семьи в формировании культуры здоровья ее членов в историческом аспекте легко подтверждается примером расслоением общества на культурно-бытовой основе через череду русских фамилий: Чистовы и Грязновы, Безруковы и Добронравовы и. т. п. Современные семьи имеют различные представления о культуре здоровья. И тем не менее, семья как социальный институт в формировании культуры здоровья, играет, и будет играть кардинальная роль. Если семью условно моно назвать «первичной территорией формирования культуры здоровья», то следующей за ней можно рассматривать «территорию» ближайшего микросоциума, в которую входит и дошкольная образовательная организация [2].
В связи с этим в проведенном нами исследовании рассматриваются формы, методы сотрудничества дошкольной организации и семьи по воспитанию культуры здоровья у дошкольников.
Термин «сотрудничество» подразумевает равноправное общение, отсутствие у обеих сторон общения привилегии указывать, контролировать, оценивать[3].
Авторы отмечают, что достичь сотрудничества невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольной организации открытость, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Возможности сотрудничества участников образовательных отношений в воспитании культуры здоровья у дошкольников широки, так как на вооружении современных педагогов имеется множество традиционных форм сотрудничества, и разрабатываются все новые нетрадиционные формы.
Анализ литературы позволяет назвать достаточно большое количество традиционных форм : консультации, родительские собрания, семинары-практикумы; тетради взаимодействия с родителями ; информационные письма и памятки; анкетирование, а так же нетрадиционных форм, нашедших широкое применение в педагогической практике: тренинги; «почтовые ящики» ; конкурсы среди родителей ; деловые игры; фотовыставки и фотоконкурсы; родительские клубы. Среди методов организации эффективного сотрудничества следует выделить использование активных методов обучения. [4].
Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ культуры здоровья детей при наличий условий, способствующих включение родителей в единое воспитательно-образовательное пространство.
К этим условиям относятся :
1. создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОУ (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры)
2. включение родителей в совместный процесс воспитания культуры здоровья и физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
3. повышение уровня знаний родителей в области воспитания культуры здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи, знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья)
4. предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ культуры здоровья и физической культуры (клуб здоровья, консультации и беседы, совместные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядно информационные методы : сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты)
5. внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов ; заочная школа для родителей и т. д.)
6. приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.
Для подтверждения теоретических положений нами была проведена опытно-эксперементальная работа на базе МБДОУ детский сад № 168 г. Ульяновска. Эмпирическое исследование показало,что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень сформированности представлений о культуре здоровья.
С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у дошкольников использовался комплекс диагностических методик: методики С. Е Шукшиной «Что я знаю о своем организме», А. Д. Кошелевой «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений», Г. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций» и методика «Кораблекрушение».
На этапе формирующего эксперимента, направленного на воспитание культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничества ДОО и родителей, были реализованы следующие условия:
• включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
• использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и. т. п)
• широкое применение методов эмоционального воздействия.
Итак, в рамках нашего исследования рассматривалась проблема организации сотрудничества дошкольной организации и семьи в воспитании культуры здоровья у детей старшего возраста, и семья как социальный институт может играть положительную, долговременную и важнейшую роль в данной работе. Сравнительный анализ данных позволил констатировать, что у дошкольников повысился уровень сформированности представлений о культуре здоровья.
Литература.
1. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.-100с.
2. Коршунова Н. А Пять слагаемых здорового образа жизни. // Здоровье. -№4.-2002.-с. 5-8
3. Лазарев М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии).//Начальная школа. -№3.-1997.-с. 5-12.
4. Фрумина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни. // Управление ДОУ. №1 .-с. 75-79.