Получи документы

Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Елена Ионова
Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье человека рассматривается современной наукой как комплексный интегративный показатель, отражающий состояние экологических. социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения[ 1].Проблема воспитания культуры здоровья детей затронута в работах Н. М. Амосова, И. А. Анохиной, Л. С. Выготского, А. Г. Гогоберидзе, В. А Дергунской, Б. Б. Егорова, Ю. Ф. Змановского, В. В. Кудрявцева, Н. В. Полтавцевой, С. Л. Рубенштейна.

Публикация «Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Данная проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества, так как современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека. Особенно детей дошкольного возраста. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из задач работы в области физического развития детей видит становление у них ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек)

Семья и детский сад являются главными социальными институтами, отвечающими за состояние здоровья ребенка, его приобщения к культуре здоровья.

Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров:

• Социально- культурным – значит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

• Социально-экономического – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

• Технико – гигиеническими – зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;

• Демографическим –определяется структурой семьи.

Значимость семьи в формировании культуры здоровья ее членов в историческом аспекте легко подтверждается примером расслоением общества на культурно-бытовой основе через череду русских фамилий: Чистовы и Грязновы, Безруковы и Добронравовы и. т. п. Современные семьи имеют различные представления о культуре здоровья. И тем не менее, семья как социальный институт в формировании культуры здоровья, играет, и будет играть кардинальная роль. Если семью условно моно назвать «первичной территорией формирования культуры здоровья», то следующей за ней можно рассматривать «территорию» ближайшего микросоциума, в которую входит и дошкольная образовательная организация [2].

В связи с этим в проведенном нами исследовании рассматриваются формы, методы сотрудничества дошкольной организации и семьи по воспитанию культуры здоровья у дошкольников.

Термин «сотрудничество» подразумевает равноправное общение, отсутствие у обеих сторон общения привилегии указывать, контролировать, оценивать[3].

Авторы отмечают, что достичь сотрудничества невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольной организации открытость, значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Возможности сотрудничества участников образовательных отношений в воспитании культуры здоровья у дошкольников широки, так как на вооружении современных педагогов имеется множество традиционных форм сотрудничества, и разрабатываются все новые нетрадиционные формы.

Анализ литературы позволяет назвать достаточно большое количество традиционных форм : консультации, родительские собрания, семинары-практикумы; тетради взаимодействия с родителями ; информационные письма и памятки; анкетирование, а так же нетрадиционных форм, нашедших широкое применение в педагогической практике: тренинги; «почтовые ящики» ; конкурсы среди родителей ; деловые игры; фотовыставки и фотоконкурсы; родительские клубы. Среди методов организации эффективного сотрудничества следует выделить использование активных методов обучения. [4].

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ культуры здоровья детей при наличий условий, способствующих включение родителей в единое воспитательно-образовательное пространство.

К этим условиям относятся :

1. создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОУ (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры)

2. включение родителей в совместный процесс воспитания культуры здоровья и физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников;

3. повышение уровня знаний родителей в области воспитания культуры здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи, знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья)

4. предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ культуры здоровья и физической культуры (клуб здоровья, консультации и беседы, совместные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядно информационные методы : сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты)

5. внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов ; заочная школа для родителей и т. д.)

6. приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Для подтверждения теоретических положений нами была проведена опытно-эксперементальная работа на базе МБДОУ детский сад № 168 г. Ульяновска. Эмпирическое исследование показало,что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень сформированности представлений о культуре здоровья.

С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у дошкольников использовался комплекс диагностических методик: методики С. Е Шукшиной «Что я знаю о своем организме», А. Д. Кошелевой «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений», Г. А Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций» и методика «Кораблекрушение».

На этапе формирующего эксперимента, направленного на воспитание культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничества ДОО и родителей, были реализованы следующие условия:

• включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

• использование активных методов обучения (мозгового штурма, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и. т. п)

• широкое применение методов эмоционального воздействия.

Итак, в рамках нашего исследования рассматривалась проблема организации сотрудничества дошкольной организации и семьи в воспитании культуры здоровья у детей старшего возраста, и семья как социальный институт может играть положительную, долговременную и важнейшую роль в данной работе. Сравнительный анализ данных позволил констатировать, что у дошкольников повысился уровень сформированности представлений о культуре здоровья.

Литература.

1. Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010.-100с.

2. Коршунова Н. А Пять слагаемых здорового образа жизни. // Здоровье. -№4.-2002.-с. 5-8

3. Лазарев М. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (Теория валеологии).//Начальная школа. -№3.-1997.-с. 5-12.

4. Фрумина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни. // Управление ДОУ. №1 .-с. 75-79.

Публикации по теме:

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Даже в Конвенции прав ребёнка указано, что он имеет.

Формирование основ досуговой культуры у детей дошкольного возраста Познавательно-исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира «Отдых в городе»Актуальность В настоящее время актуальной.

Конспект занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологии «Страна Витаминия» Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры «Страна Витаминия».

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Этапы работы над звуком I Этап. Подготовительный 1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания. 2. Игры на развитие речевого слуха.

Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста 2. Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста 2.1. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного.

Паспорт проекта по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста «Безопасное лето» Пояснительная записка Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность проекта: 1,5 месяца. Участники проекта: дети, родители,.

Перспективное планирование занятии по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста Блок. 1. Формирование навыков безопасного поведения в быту (сентябрь,октябрь,ноябрь) Блок 2. Формирование навыков безопасного поведения в.

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в.

Воспитание основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста средствами музыки Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Условия формирования основ физической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 07:46
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД