Ворожцова Татьяна Николаевна
Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
2. Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
2.1. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста?
Публикация «Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.
Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.
Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания – с другой.
Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном детстве становятся :
– наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;
– наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;
– наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
– проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;
– проявление позиции субъекта здоровьесозидания.
Какие задачи воспитания культуры здоровья решаются в педагогическом процессе детского сада?
Исходя из перечисленных критериев, охарактеризуем задачи и содержание воспитания культуры здоровья в каждой возрастной группе.
Младший дошкольный возраст
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка3 – 4лет к здоровью и жизни человека следующие:
– развитие интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
– развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья);
– поддержание положительного настроения ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «я молодец» и т. д.).
Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей3–4лет следующие :
– развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;
– обогащение представлений о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;
– обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;
– развитие представлений о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей3–4лет следующие :
– развитие умения и навыков называть свое имя, говорить о себе от первого лица, выражать свои потребности и интересы в речи;
– совершенствование умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;
– развитие умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого;
– развитие умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;
– развитие умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого;
– развитие умения переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;
– развитие умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.
Средний дошкольный возраст
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка среднего дошкольного возраста к здоровью и жизни человека следующие:
– способствование становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности детей;
– развитие здоровьесберегающей компетентности дошкольников. Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о
здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 4–5лет следующие :
– развитие устойчивых представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе;
– обогащение представлений об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 4–5лет следующие :
– развитие навыка элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
– развитие умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность;
– воспитание желания решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует;
– развитие умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;
– развитие умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; в случае их возникновения обратиться за помощью к взрослому, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.
Старший дошкольный возраст
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью и жизни человека следующие:
– способствование становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
– способствование наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Задачи освоения системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни следующие:
– закрепление и усложнение представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом, об особенностях здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе;
– совершенствование представлений об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных действиях, сопровождающих эти процессы.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни следующие:
– закрепление навыков называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; умения привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.) без напоминания взрослого;
– развитие умения выполнять бодрящую, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз при участии взрослого;
– закрепление желания и стремления детей решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
– активизация умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;
– закрепление умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.
Подготовительная к школе группа
Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка подготовительной группы к здоровью и жизни человека следующие:
– воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;
– поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.
Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни следующие:
– дальнейшее обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его;
– развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни следующие:
– развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого, вымыть уши, причесать волосы и т. д.);
– дальнейшее развитие умения определять состояние своего здоровья (здоров или болен, а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;
– дальнейшее закрепление культуры приема пищи;
– развитие умений самостоятельно выполнять бодрящую (после сна, дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;
– развитие навыка выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;
– развитие умения правильного пользования опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и прочее (под присмотром взрослого); бытовыми электроприборами (магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого;
– обучение умению обратиться за помощью к взрослому при использовании пожароопасных предметов;
– развитие умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;
– развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
– развитие умения соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;
– развитие умения держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде, на солнце;
– развитие умения самостоятельно организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;
– развитие умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.
Задачи по развитию готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здорового образа жизни и безопасного поведения следующие:
– в области задач разумного поведения в непредвиденных ситуациях: развитие умения позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции; назвать домашний адрес, имена родителей и способы связи с ними (знать адрес и телефон); элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
– в области задач оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи: развитие умения наблюдения за своим поведением и поведением других людей; сочувствия, сопереживания, поддержки, готовности пожалеть, успокоить; умения принимать помощь и сочувствие; объяснять ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий); оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); разрешать конфликты между детьми, стремиться не провоцировать их; привлечь внимание взрослого к сложной ситуации.
Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста – это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.
2.2. Современные технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
В младшем и среднем дошкольном возрасте наиболее оптимальными технологиями воспитания культуры здоровья становятся : активное экспериментирование, дидактические игры на предметной и предметно-манипулятивной основе, сюжетные игровые ситуации проблемного характера, сюжетно-ролевая игра. В возрасте от 3 до 5 лет следует активно использовать фольклор и детскую литературу соответствующей тематики как возможность интеграции художественного слова и игры.
К таким интеграционным формам и приемам в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста можно отнести : инсценировки реальных и сказочных ситуаций с помощью игрушек; чтение потешек, заигрышей, закличек, попевок, стихов; показ иллюстраций по теме; встречи с куклой-марионеткой, игрушкой-забавой; разыгрывание с помощью фланелеграфа сказок, игр-экспериментов; организация сюжетных игр с помощью потешек, стихов; показ сюжетных иллюстраций по сказкам; организацияигр-путешествий предметного характера; подражание сказочным персонажам; тематические беседы; использование серии сюжетных картинок по здоровому образу жизни; показ ряда последовательных действий с предметами с дальнейшим выполнением их детьми; самостоятельные игры с предметами; организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками; работа с альбомом сюжетных фотографий (фото детей группы).
Одним из видов современных игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия на предметной основе. Игры-эксперименты основаны на экспериментировании с предметом (предметами). Основное действие для ребенка в них – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются тематические игры-этюды. Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. С учетом возраста детей технология организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета или, если дети подготовлены, импровизировать фрагменты поведения героев.
К современным технологиям воспитания культуры здоровья дошкольников относятся проблемные и ситуационные задачи. В младшем дошкольном возрасте решение простейших проблемных ситуаций связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагога «найди» и «угадай». В возрасте от 3 до 5 лет проблемная ситуация часто выглядит как отгадывание простейших загадок с рифмованным ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте воспитатель использует цепочки ситуационных задач, усложняя для детей поиск правильного решения. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Наряду с технологиями проблемного воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте применяются технологии проектной деятельности дошкольников, коллекционирования, театрализованной инсценировки, литературно-игровой деятельности и технологии организации самостоятельной деятельности детей в освоении культуры здоровья.
Одной из популярных сегодня технологий воспитания культуры здоровья старших дошкольников становится проектирование, или метод проектов (сущность и преимущества его описаны в модуле 1, главе 9 учебника). Его отличает практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, результативность которой можно продемонстрировать публично, индивидуальная заинтересованность в нем.
Опыт работы показывает, что организация с детьми мини-проектовили продолжительных проектов крайне интересна современному ребенку и раскрывает его потенциальные разносторонние возможности на достаточно высоком уровне.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога: от транслятора готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог помогает детям самостоятельно найти выход, открыть новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей, взрослых.
Таким образом, современные технологии воспитания культуры здоровья дошкольников имеют несколько общих признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать («Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», – писал Песталоцци, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе ребенок чувствует себя субъектом, получая возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки и поведение.