Папки-передвижки

Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ.

Ольга Енакаева
Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ.
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросам физкультуры и спорта с каждым годом уделяется всё больше внимания, так как одна из важнейших проблем современного общества – существенное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста. По медицинским данным, в России 80% детей рождаются физиологически незрелыми, т. е. имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только малую часть из них можно считать вполне здоровыми.

Публикация «Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ,» размещена в разделах

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.

В настоящее время государство идёт по пути повышения авторитета и значимости семьи в обществе. Работа по восстановлению полноценного физического развития ребёнка должна ложиться не только на дошкольное учреждение, но и на плечи родителей, ведь именно они – первые и главные воспитатели своего ребёнка, а значит, также несут полную ответственность за его здоровье и развитие.

Одной из основных задача нашего дошкольного отделения по физическому воспитанию – это привлечение родителей к совместной с детьми физкультурно - досуговой деятельности.

Цель работы – в тесном сотрудничестве с семьёй воспитать физически развитого, жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Именно совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми – является главным фактором при выполнении этой задачи.

В тесном взаимодействии с семьями воспитанников решаются следующие задачи:

• создание системы взаимодействия с семьёй в процессе воспитания у детей интереса к

занятиям физкультурой и спортом на основе открытости ДОУ;

• максимальное использование имеющихся ресурсов: образовательных и материально-

технических;

• формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни,

культурно-гигиенических навыках, основах анатомического строения собственного тела.

Работа с родителями была разделена на три этапа.

Первый этап включал анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры.

Методы использовались общепринятые (анкетирование, беседы на родительских собраниях).

Второй этап – это привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здорового и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.

На этом этапе были использованы следующие виды взаимодействия:

• просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, спортивных праздников и

досугов;

• организация индивидуальных консультаций, тематических родительских собраний,

заполнение «Журнала вопросов и предложений»;

• привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей (информационные

стенды, памятки).

Третий этап – активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Он включает:

• участие в физкультурно-оздоровительных досугах;

• привлечение родителей к участию в подвижных играх;

• участие в различных конкурсах (фото-, выставках рисунках);

• работа по привлечению родителей новых воспитанников.

В силу сложившейся социальной обстановки, острой нехватки и времени, и денег и стремления их заработать, поставило перед нами ряд важных вопросов: как содействовать изменению формы общения родителей с детьми, как помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях, как это сделать в условиях нашего дошкольного учреждения?

Для того чтобы приобщить родителей к воспитанию ребенка, в нашем дошкольном учреждении проводится специальная работа и мероприятия с родными и близкими детей. В нашем детском саду регулярно проводится анкетирование родителей, консультации и рекомендации для родителей, которые дает не только воспитатель по физической культуре и тренер по плаванию, но и старшая медсестра. Кроме того, в каждой группе оборудованы спортивные уголки и уголки наглядной информации для родителей. Хорошей традицией нашего детского сада стало ежегодное проведение Недели здоровья (ноябрь) и празднование Дня здоровья (апрель). Но, безусловно, самой интересной формой работы является организация совместных с родителями спортивных досугов. Именно они помогают родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребенка дома и в группе и сближают дошкольное учреждение с семьей.

Проведя анкетирование и изучив особенности детско-родительских отношений и характер совместной двигательно-игровой деятельности, мы пришли к ряду выводов:

1. Родители практически не осознают важности влияния положительных детско-родительских

отношений на процесс развития ребенка.

2. Родители часто излишне требовательны к своему ребенку или чрезмерно его опекают.

3. Во многих семьях наблюдается дефицит общения родителей с детьми.

В связи с этим мы попробовали гармонизировать детско-родительские отношения посредством проведения совместных физкультурных досугов. Для повышения эффективности взаимодействия детского сада с семьей, физкультурные мероприятия разрабатывались совместно с воспитателем по физической культуре и педагогом-психологом. Проводит занятия инструктор по физической культуре, а в качестве соведущего помогает педагог-психолог, который наблюдает за взаимодействием родителей и детей, своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить. Благодаря такой организации происходит коррекция взаимо-отношений между родителями и детьми, становится возможным оказание психологической помощи и поддержки семьям.

Педагог-психолог ставил своей целью следующее:

• Раскрепостить родителей посредством совместной с детьми двигательной деятельности.

• Выявить имеющиеся конфликты и противоречия в детско-родительских отношениях.

• Дать родителям возможность понаблюдать за своими детьми в процессе совместных игр и оценить результаты своего воспитания.

Цель совместных физкультурных мероприятий – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей.

Задачи совместных физкультурных мероприятий.

Для детей:

• Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия.

• Закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки.

• Развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности.

• Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать

движения с музыкой.

• Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.

• Формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

• Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

• Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной

регуляции поведения.

Для родителей:

• Формировать практические умения в области физического воспитания ребенка.

• Повышать уровень педагогической и психологической культуры.

Для родителей и детей:

• Формировать двигательные умения в детско-родительской паре.

• Содействовать вербальному и невербальному общению.

• Содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями,изменению образа ребёнка в представлении родителей в положительную сторону.

• Развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор.

• Воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.

Традиционно перед каждым занятием или досугом родителям сообщают правила для участников:

• На протяжении всего занятия или досуга выступать в разных ролях: партнёр, помощник и

тренер.

• Контролировать поведение своего ребенка, но без угроз и сравнения с другими детьми.

• Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его достоинств и недостатков.

• Быть естественным, раскрепощенным, открытым.

• Не допускать критических высказываний в адрес других участников.

Особенности организации проведения совместных физкультурных занятий и досугов.

Чтобы определить количество занятий в год, выбрать день недели и время проведения занятий, мы разработали и предложили родителям заполнить анкету. Обработав результаты анкетирования, мы определили оптимально удобное время проведения физкультурных мероприятий для каждой возрастной группы.

СТРУКТУРА СОВМЕСТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная цель:

• помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;

• родителям – установить эмоционально-тактильный контакт с детьми.

• Способствовать развитию межличностного общения ребёнка со взрослым.

Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

I. Вводно-подготовительная часть.

Цель:настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить их к физической нагрузке.

Содержание: самомассаж тела, хорошо известные детям игровые упражнения, разные виды ходьбы, бег в детско-родительской паре.

II. Основная часть.

Цель: формировать умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

Содержание: Общеразвивающие упражнения и основные движения, музыкально-подвижные игры.

III. Заключительная часть.

Цель:восстановить дыхание, способствовать профилактике плоскостопия у детей, раскрепостить как взрослых, так и детей.

Содержание: Игровые упражнения, психогимнастические этюды, игры («Добрые слова», «Добрые пожелания»).

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Эффективность совместного с родителями занятия зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребёнок выполняет задания вместе со взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребёнка в роли партнёра, помощника, помощника, тренера.

Взрослый-партнёр выполняет физические упражнения (например, ОРУ) одновременно с ребёнком в паре.

Взрослый-тренер помогает ребёнку правильно выполнить упражнение, страхует его (например, ребёнок идёт на пятках, заложив руки за го-лову, а взрослый держит его за локти, тем самым помогая идти с прямой спиной).

Взрослый-помощник помогает сделать упражнение для ребёнка наиболее интересным (например, взрослый, наклоняясь вперёд, касается руками пола, ребёнок под ним проползает на четвереньках).

В вводной части дети и родители строятся в колонну парами. В основной – используются фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.

При фронтальной организации пары выполняют упражнения одновременно, например, бросание и ловля мяча, совместная ходьба (ребёнок становится спиной к взрослому и ставит свои стопы на стопы родителя, а тот прижимает к себе ребёнка, и они идут вместе).

При групповом способе из детско-родительских пар образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется местами с другой подгруппой. Например, детско-родительские пары разбиты на 4 подгруппы: одна пара - бросают друг другу мяч через натянутую верёвку; вторая пара – ребёнок идёт по канату приставным шагом, а взрослый страхует его; третья пара – ребёнок ползёт на четвереньках, взрослый его стимулирует; четвёртая пара – ребёнок выполняет акробатические упражнения, взрослый помогает ему.

При поточном способе организации детско-родительские пары двигаются друг за другом, выполняя определённые движения. Эффективнее использовать круговую тренировку. Для выполнения движения на каждой остановке можно использовать приёмы имитации, подражания, решения. Например, детско-родительские пары выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов и удержанием равновесия, забрасывание мяча в корзину, подтягивание тела на руках на гимнастической скамейке, прыжки из обруча в обруч с продвижением вперёд, подлезание под дуги.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

На протяжении занятия воспитатель по ФИЗО даёт чёткие указания детско-родительской паре, например: «Дети идут на носках, руки вверх, взрослые, встав позади ребёнка, берут его за вытянутые руки».

Общеразвивающие упражнения объясняет и показывает в паре с психологом (воспитателем) или демонстрирует с участием одной из детско-родительских пар.

Воспитатель по ФИЗО контролирует выполнение упражнений и помогает взрослым и детям выполнять их правильно.

Особое внимание должно уделяться общению взрослого и ребёнка (они советуются друг с другом, придумывают упражнения, высказывают пожелания, а также обнимают и целуют друг друга.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Музыка позволяет сделать занятие интересным. Она сопровождает вводную часть занятия, основные движения, подвижные игры и заключительную часть занятия.

Музыка помогает и взрослым, и детям войти в образ, выразить свои чувства и эмоции через движение.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ

Для усиления эффективности выполнения физических упражнений в детско-родительской паре используется разнообразное физкультурное оборудование: плетёные шнуры, мячи, обручи, гимнастические палки, маты, модули, гимнастические скамейки и стенки, в том числе оборудование производства центра «Аконит», «Аконит-М» (стойки, плоскостные круги, массажные дорожки и т. д., а также пособия, которые мы изготовили сами:

- шнур, закреплённый на 2-х противоположных сторонах физкультурного зала, который можно использовать для подлезания и бросания мяча друг другу.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Чтобы родители смогли познакомиться со здоровьесберегающими технологиями и повторить упражнения с ребёнком дома, в родительский уголок группы помещаются статьи, описывающие упражнения для детско-родительской пары.

Для осуществления обратной связи в работе с родителями мы завели журнал «Вопросов и предложений», в котором родители в письменной форме высказывают свои пожелания, предложения относительно проходивших физкультурных занятий и совместных досугов, задают вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных физкультурных занятий, так и особенностей физического воспитания ребёнка в семье.

ГИМНАСТИКА ВДВОЁМ.

1. Гимнастика вдвоём – это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре: строевые и общеразвивающие, а также основные движения взрослого с ребёнком.

2. Совместные строевые упражнения взрослого с ребёнком - построение детско-родительских пар в колонну, круг.

3. Совместные основные движения.

Ходьба обычная, на носках, с носка, на наружных сторонах стоп, широким шагом в паре, взявшись за руки. Ребёнок идёт на носках, взрослый – за ним, держа его за вытянутые руки; ребёнок идёт на пятках, руки за головой, взрослый – за ребёнком и разводит ему локти. Ходьба по кругу, по диагонали, змейкой, парами, врассыпную.

Упражнения в равновесии. Ходьба приставным шагом по гимнасти-ческой скамейке, взявшись за руки: ребёнок идёт по скамейке с носка с палкой в руках, перешагивая через набивные мячи, а взрослый его страхует; перешагивает через верёвку, натянутую на высоте 25см над полом.

Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен в колонне по двое (взрослый и ребёнок); бег по кругу, по диагонали, змейкой, парами, врассыпную.

Ползание и лазание. Ребёнок ползёт на четвереньках, а взрослый-«помощник»наклоняется вперёд, или встаёт на четвереньки, или идёт широким шагом; ребёнок пролезает в обруч, лазает по гимнастической стенке, а взрослый-«тренер» страхует его.

Прыжки с продвижением вперёд в паре; стоя лицом друг к другу и взявшись за руки. Взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребёнок стоит, расставив ноги и взяв взрослого за руки. Взрослый разводит ноги – ребёнок выполняет прыжок, ноги врозь; взрослый соединяет ноги – ребёнок выполняет прыжок, ноги вместе. Ребёнок прыгает с высоты 30см в обозначенное место, через короткую скакалку.

Бросание мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу, прокатывание мяча друг другу, метание мячей на дальность с расстояния 3-4 м.

4. Общеразвивающие упражнения

ОРУ подбирают для выполнения в детско-родительской паре:

- без предметов, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка);

- на физкультурном оборудовании (гимнастическая скамейка);

- из разных исходных положений: стоя (лицом или спиной друг к другу, стоя на коленях (лицом или друг к другу); ребёнок спиной к взрослому, лё-жа на спине (головой или ногами друг к другу, лёжа на животе (головой друг к другу.

Количество упражнений – 6-7 р., дозировка – 3-4 р.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Упражнения для кистей рук сопровождаются стихами и речитативами. Игровые упражнения для пальцев рук включают в основную часть занятия перед выполнением ОРУ как с предметами (мяч, палка, обруч, так и без них.

Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки – поднимание рук вперёд, в стороны, вверх, взявшись руками за палку (обруч, мяч, поднимать предмет вперёд.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

Повороты в стороны:

- стоя на коленях (ребёнок спиной к взрослому, ноги ребёнка между ног взрослого; руки на поясе, взрослый поддерживает их);

- сидя на гимнастической скамейке (ребёнок спиной к взрослому, руки разведены в стороны, взрослый держит руки ребёнка);

- стоя на коленях (спиной друг к другу, поворот с передачей мяча).

Наклоны вперёд:

- сидя на полу (ноги в стороны, ребёнок спиной к взрослому);

- сидя на полу, друг против друга, держась за гимнастическую палку (взрослый наклоняется вперёд, ребёнок – назад и др.).

Наклоны в стороны:

- стоя друг против друга, взявшись за руки;

- стоя на коленях друг против друга, держась за гимнастическую палку и др.

Подъём ног:

- лёжа на спине головой друг к другу,и держась руками за гимнастическую палку;

- обруч поднимать и одновременно опускать ноги.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

Подниматься на носках.

Приседания:

- одновременные (стоя лицом или спиной друг к другу, взявшись за руки);

- боком друг к другу – обнявшись;

- поочерёдные (стоя лицом друг к другу, ребёнок приседает, взрослый стоит, затем взрослый приседает, ребёнок стоит и т. д.).

Поочерёдно поднимать то одну, то другую ногу из разных исходных положений:

- сидя (ребёнок спиной к взрослому);

- лёжа на животе друг против друга, руками держась за гимнастическую палку.

Ходьба по канату в паре, носками опираясь о пол, пятками о канат.

Перекладывание предметов (маленьких игрушек, прокатывание массажных мячей, складывание платочков.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Взрослый вместе с ребёнком выполняет

- основные движения (по карточкам,

- демонстрирует способ передвижения в паре «через овраг»,

- придумывает новое упражнение,

- изображает свой вариант позы в паре,

- придумывает вариант уже знакомой игры.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Подвижные игры для совместной деятельности взрослого с ребёнком можно использовать такие, в которых взрослые будут выполнять роль «домиков» и «партнёров».

САМОМАССАЖ И МАССАЖ

Родителям и детям предлагаются упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела (лицо, ушные раковины, шея, туловище, руки, ноги) в игровой форме во вводной части занятия, иногда и в заключительной (самомассаж ног, стоп с помощью массажных мячей). Родители массажируют стопы, голени, бёдра ребёнка.

ИГРОРИТМИКА

Игроритмика включает в себя:

- пластические этюды,

- игровые хороводы,

- упражнения для согласования движений с музыкой (в основной части занятия).

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ, РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В конце занятия предлагаются игровые ситуации, способствующие расслаблению всех участников занятия, стимулирующие межличностное общение детей и взрослых, создающие атмосферу эмоционального комфорта.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Логоритмические упражнения можно включать как во вводной части (в ходьбе, так и в основной (во время отдыха между выполнением ОВД, а также и в заключительной части.

Публикации по теме:

Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе Фёдорова Маргарита Евгеньевна, воспитатель 1-ой категории. ГДОУ детский сад№73. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя,.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.

НООД «Использование мини-музеев в ДОУ с целью приобщения детей к устному народному творчеству» НООД «Использование мини- музеев в ДОУ с целью приобщения детей к устному народному творчеству» НООД «В гостях у сказки». (первая младшая.

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни детей. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих.

Сотрудничество ДОУ и семьи.Сотрудничество ДОУ и семьи. Чем больше разнообразных мероприятий в детском саду, тем интереснее. Работая с детьми, нельзя не работать с их родителями. А чтобы найти.

Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.

Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников В последнее десятилетие взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Взаимодействие ДОУ и родителей в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре малой Родины «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ.
Опубликовано: 2 октября 2016 в 15:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Енакаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД