Ольга Енакаева
Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ.
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросам физкультуры и спорта с каждым годом уделяется всё больше внимания, так как одна из важнейших проблем современного общества – существенное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста. По медицинским данным, в России 80% детей рождаются физиологически незрелыми, т. е. имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и только малую часть из них можно считать вполне здоровыми.
Публикация «Сотрудничество ДОУ и семьи с целью приобщения родителей и дошкольников к ЗОЖ,» размещена в разделах
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей самые актуальные, а физкультурно-оздоровительное направление – приоритетное в дошкольном образовании.
В настоящее время государство идёт по пути повышения авторитета и значимости семьи в обществе. Работа по восстановлению полноценного физического развития ребёнка должна ложиться не только на дошкольное учреждение, но и на плечи родителей, ведь именно они – первые и главные воспитатели своего ребёнка, а значит, также несут полную ответственность за его здоровье и развитие.
Одной из основных задача нашего дошкольного отделения по физическому воспитанию – это привлечение родителей к совместной с детьми физкультурно - досуговой деятельности.
Цель работы – в тесном сотрудничестве с семьёй воспитать физически развитого, жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Именно совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми – является главным фактором при выполнении этой задачи.
В тесном взаимодействии с семьями воспитанников решаются следующие задачи:
• создание системы взаимодействия с семьёй в процессе воспитания у детей интереса к
занятиям физкультурой и спортом на основе открытости ДОУ;
• максимальное использование имеющихся ресурсов: образовательных и материально-
технических;
• формирование у детей системы знаний о собственном теле, здоровом образе жизни,
культурно-гигиенических навыках, основах анатомического строения собственного тела.
Работа с родителями была разделена на три этапа.
Первый этап включал анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры.
Методы использовались общепринятые (анкетирование, беседы на родительских собраниях).
Второй этап – это привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здорового и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.
На этом этапе были использованы следующие виды взаимодействия:
• просмотр родителями открытых занятий по физкультуре, спортивных праздников и
досугов;
• организация индивидуальных консультаций, тематических родительских собраний,
заполнение «Журнала вопросов и предложений»;
• привлечение родителей к изучению необходимой литературы, статей (информационные
стенды, памятки).
Третий этап – активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Он включает:
• участие в физкультурно-оздоровительных досугах;
• привлечение родителей к участию в подвижных играх;
• участие в различных конкурсах (фото-, выставках рисунках);
• работа по привлечению родителей новых воспитанников.
В силу сложившейся социальной обстановки, острой нехватки и времени, и денег и стремления их заработать, поставило перед нами ряд важных вопросов: как содействовать изменению формы общения родителей с детьми, как помочь родителям разрешить имеющиеся в семье противоречия в детско-родительских отношениях, как это сделать в условиях нашего дошкольного учреждения?
Для того чтобы приобщить родителей к воспитанию ребенка, в нашем дошкольном учреждении проводится специальная работа и мероприятия с родными и близкими детей. В нашем детском саду регулярно проводится анкетирование родителей, консультации и рекомендации для родителей, которые дает не только воспитатель по физической культуре и тренер по плаванию, но и старшая медсестра. Кроме того, в каждой группе оборудованы спортивные уголки и уголки наглядной информации для родителей. Хорошей традицией нашего детского сада стало ежегодное проведение Недели здоровья (ноябрь) и празднование Дня здоровья (апрель). Но, безусловно, самой интересной формой работы является организация совместных с родителями спортивных досугов. Именно они помогают родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, а также способствуют созданию эмоционального благополучия ребенка дома и в группе и сближают дошкольное учреждение с семьей.
Проведя анкетирование и изучив особенности детско-родительских отношений и характер совместной двигательно-игровой деятельности, мы пришли к ряду выводов:
1. Родители практически не осознают важности влияния положительных детско-родительских
отношений на процесс развития ребенка.
2. Родители часто излишне требовательны к своему ребенку или чрезмерно его опекают.
3. Во многих семьях наблюдается дефицит общения родителей с детьми.
В связи с этим мы попробовали гармонизировать детско-родительские отношения посредством проведения совместных физкультурных досугов. Для повышения эффективности взаимодействия детского сада с семьей, физкультурные мероприятия разрабатывались совместно с воспитателем по физической культуре и педагогом-психологом. Проводит занятия инструктор по физической культуре, а в качестве соведущего помогает педагог-психолог, который наблюдает за взаимодействием родителей и детей, своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить. Благодаря такой организации происходит коррекция взаимо-отношений между родителями и детьми, становится возможным оказание психологической помощи и поддержки семьям.
Педагог-психолог ставил своей целью следующее:
• Раскрепостить родителей посредством совместной с детьми двигательной деятельности.
• Выявить имеющиеся конфликты и противоречия в детско-родительских отношениях.
• Дать родителям возможность понаблюдать за своими детьми в процессе совместных игр и оценить результаты своего воспитания.
Цель совместных физкультурных мероприятий – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания детей.
Задачи совместных физкультурных мероприятий.
Для детей:
• Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия.
• Закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки.
• Развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности.
• Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать
движения с музыкой.
• Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
• Формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
• Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
• Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной
регуляции поведения.
Для родителей:
• Формировать практические умения в области физического воспитания ребенка.
• Повышать уровень педагогической и психологической культуры.
Для родителей и детей:
• Формировать двигательные умения в детско-родительской паре.
• Содействовать вербальному и невербальному общению.
• Содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями,изменению образа ребёнка в представлении родителей в положительную сторону.
• Развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор.
• Воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.
Традиционно перед каждым занятием или досугом родителям сообщают правила для участников:
• На протяжении всего занятия или досуга выступать в разных ролях: партнёр, помощник и
тренер.
• Контролировать поведение своего ребенка, но без угроз и сравнения с другими детьми.
• Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его достоинств и недостатков.
• Быть естественным, раскрепощенным, открытым.
• Не допускать критических высказываний в адрес других участников.
Особенности организации проведения совместных физкультурных занятий и досугов.
Чтобы определить количество занятий в год, выбрать день недели и время проведения занятий, мы разработали и предложили родителям заполнить анкету. Обработав результаты анкетирования, мы определили оптимально удобное время проведения физкультурных мероприятий для каждой возрастной группы.
СТРУКТУРА СОВМЕСТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Основная цель:
• помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;
• родителям – установить эмоционально-тактильный контакт с детьми.
• Способствовать развитию межличностного общения ребёнка со взрослым.
Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
I. Вводно-подготовительная часть.
Цель:настроить взрослых и детей на предстоящую совместную двигательно-игровую деятельность и подготовить их к физической нагрузке.
Содержание: самомассаж тела, хорошо известные детям игровые упражнения, разные виды ходьбы, бег в детско-родительской паре.
II. Основная часть.
Цель: формировать умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.
Содержание: Общеразвивающие упражнения и основные движения, музыкально-подвижные игры.
III. Заключительная часть.
Цель:восстановить дыхание, способствовать профилактике плоскостопия у детей, раскрепостить как взрослых, так и детей.
Содержание: Игровые упражнения, психогимнастические этюды, игры («Добрые слова», «Добрые пожелания»).
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Эффективность совместного с родителями занятия зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребёнок выполняет задания вместе со взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребёнка в роли партнёра, помощника, помощника, тренера.
Взрослый-партнёр выполняет физические упражнения (например, ОРУ) одновременно с ребёнком в паре.
Взрослый-тренер помогает ребёнку правильно выполнить упражнение, страхует его (например, ребёнок идёт на пятках, заложив руки за го-лову, а взрослый держит его за локти, тем самым помогая идти с прямой спиной).
Взрослый-помощник помогает сделать упражнение для ребёнка наиболее интересным (например, взрослый, наклоняясь вперёд, касается руками пола, ребёнок под ним проползает на четвереньках).
В вводной части дети и родители строятся в колонну парами. В основной – используются фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.
При фронтальной организации пары выполняют упражнения одновременно, например, бросание и ловля мяча, совместная ходьба (ребёнок становится спиной к взрослому и ставит свои стопы на стопы родителя, а тот прижимает к себе ребёнка, и они идут вместе).
При групповом способе из детско-родительских пар образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется местами с другой подгруппой. Например, детско-родительские пары разбиты на 4 подгруппы: одна пара - бросают друг другу мяч через натянутую верёвку; вторая пара – ребёнок идёт по канату приставным шагом, а взрослый страхует его; третья пара – ребёнок ползёт на четвереньках, взрослый его стимулирует; четвёртая пара – ребёнок выполняет акробатические упражнения, взрослый помогает ему.
При поточном способе организации детско-родительские пары двигаются друг за другом, выполняя определённые движения. Эффективнее использовать круговую тренировку. Для выполнения движения на каждой остановке можно использовать приёмы имитации, подражания, решения. Например, детско-родительские пары выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов и удержанием равновесия, забрасывание мяча в корзину, подтягивание тела на руках на гимнастической скамейке, прыжки из обруча в обруч с продвижением вперёд, подлезание под дуги.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
На протяжении занятия воспитатель по ФИЗО даёт чёткие указания детско-родительской паре, например: «Дети идут на носках, руки вверх, взрослые, встав позади ребёнка, берут его за вытянутые руки».
Общеразвивающие упражнения объясняет и показывает в паре с психологом (воспитателем) или демонстрирует с участием одной из детско-родительских пар.
Воспитатель по ФИЗО контролирует выполнение упражнений и помогает взрослым и детям выполнять их правильно.
Особое внимание должно уделяться общению взрослого и ребёнка (они советуются друг с другом, придумывают упражнения, высказывают пожелания, а также обнимают и целуют друг друга.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Музыка позволяет сделать занятие интересным. Она сопровождает вводную часть занятия, основные движения, подвижные игры и заключительную часть занятия.
Музыка помогает и взрослым, и детям войти в образ, выразить свои чувства и эмоции через движение.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ
Для усиления эффективности выполнения физических упражнений в детско-родительской паре используется разнообразное физкультурное оборудование: плетёные шнуры, мячи, обручи, гимнастические палки, маты, модули, гимнастические скамейки и стенки, в том числе оборудование производства центра «Аконит», «Аконит-М» (стойки, плоскостные круги, массажные дорожки и т. д., а также пособия, которые мы изготовили сами:
- шнур, закреплённый на 2-х противоположных сторонах физкультурного зала, который можно использовать для подлезания и бросания мяча друг другу.
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
Чтобы родители смогли познакомиться со здоровьесберегающими технологиями и повторить упражнения с ребёнком дома, в родительский уголок группы помещаются статьи, описывающие упражнения для детско-родительской пары.
Для осуществления обратной связи в работе с родителями мы завели журнал «Вопросов и предложений», в котором родители в письменной форме высказывают свои пожелания, предложения относительно проходивших физкультурных занятий и совместных досугов, задают вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных физкультурных занятий, так и особенностей физического воспитания ребёнка в семье.
ГИМНАСТИКА ВДВОЁМ.
1. Гимнастика вдвоём – это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре: строевые и общеразвивающие, а также основные движения взрослого с ребёнком.
2. Совместные строевые упражнения взрослого с ребёнком - построение детско-родительских пар в колонну, круг.
3. Совместные основные движения.
Ходьба обычная, на носках, с носка, на наружных сторонах стоп, широким шагом в паре, взявшись за руки. Ребёнок идёт на носках, взрослый – за ним, держа его за вытянутые руки; ребёнок идёт на пятках, руки за головой, взрослый – за ребёнком и разводит ему локти. Ходьба по кругу, по диагонали, змейкой, парами, врассыпную.
Упражнения в равновесии. Ходьба приставным шагом по гимнасти-ческой скамейке, взявшись за руки: ребёнок идёт по скамейке с носка с палкой в руках, перешагивая через набивные мячи, а взрослый его страхует; перешагивает через верёвку, натянутую на высоте 25см над полом.
Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен в колонне по двое (взрослый и ребёнок); бег по кругу, по диагонали, змейкой, парами, врассыпную.
Ползание и лазание. Ребёнок ползёт на четвереньках, а взрослый-«помощник»наклоняется вперёд, или встаёт на четвереньки, или идёт широким шагом; ребёнок пролезает в обруч, лазает по гимнастической стенке, а взрослый-«тренер» страхует его.
Прыжки с продвижением вперёд в паре; стоя лицом друг к другу и взявшись за руки. Взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребёнок стоит, расставив ноги и взяв взрослого за руки. Взрослый разводит ноги – ребёнок выполняет прыжок, ноги врозь; взрослый соединяет ноги – ребёнок выполняет прыжок, ноги вместе. Ребёнок прыгает с высоты 30см в обозначенное место, через короткую скакалку.
Бросание мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу, прокатывание мяча друг другу, метание мячей на дальность с расстояния 3-4 м.
4. Общеразвивающие упражнения
ОРУ подбирают для выполнения в детско-родительской паре:
- без предметов, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка);
- на физкультурном оборудовании (гимнастическая скамейка);
- из разных исходных положений: стоя (лицом или спиной друг к другу, стоя на коленях (лицом или друг к другу); ребёнок спиной к взрослому, лё-жа на спине (головой или ногами друг к другу, лёжа на животе (головой друг к другу.
Количество упражнений – 6-7 р., дозировка – 3-4 р.
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Упражнения для кистей рук сопровождаются стихами и речитативами. Игровые упражнения для пальцев рук включают в основную часть занятия перед выполнением ОРУ как с предметами (мяч, палка, обруч, так и без них.
Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки – поднимание рук вперёд, в стороны, вверх, взявшись руками за палку (обруч, мяч, поднимать предмет вперёд.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Повороты в стороны:
- стоя на коленях (ребёнок спиной к взрослому, ноги ребёнка между ног взрослого; руки на поясе, взрослый поддерживает их);
- сидя на гимнастической скамейке (ребёнок спиной к взрослому, руки разведены в стороны, взрослый держит руки ребёнка);
- стоя на коленях (спиной друг к другу, поворот с передачей мяча).
Наклоны вперёд:
- сидя на полу (ноги в стороны, ребёнок спиной к взрослому);
- сидя на полу, друг против друга, держась за гимнастическую палку (взрослый наклоняется вперёд, ребёнок – назад и др.).
Наклоны в стороны:
- стоя друг против друга, взявшись за руки;
- стоя на коленях друг против друга, держась за гимнастическую палку и др.
Подъём ног:
- лёжа на спине головой друг к другу,и держась руками за гимнастическую палку;
- обруч поднимать и одновременно опускать ноги.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Подниматься на носках.
Приседания:
- одновременные (стоя лицом или спиной друг к другу, взявшись за руки);
- боком друг к другу – обнявшись;
- поочерёдные (стоя лицом друг к другу, ребёнок приседает, взрослый стоит, затем взрослый приседает, ребёнок стоит и т. д.).
Поочерёдно поднимать то одну, то другую ногу из разных исходных положений:
- сидя (ребёнок спиной к взрослому);
- лёжа на животе друг против друга, руками держась за гимнастическую палку.
Ходьба по канату в паре, носками опираясь о пол, пятками о канат.
Перекладывание предметов (маленьких игрушек, прокатывание массажных мячей, складывание платочков.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Взрослый вместе с ребёнком выполняет
- основные движения (по карточкам,
- демонстрирует способ передвижения в паре «через овраг»,
- придумывает новое упражнение,
- изображает свой вариант позы в паре,
- придумывает вариант уже знакомой игры.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Подвижные игры для совместной деятельности взрослого с ребёнком можно использовать такие, в которых взрослые будут выполнять роль «домиков» и «партнёров».
САМОМАССАЖ И МАССАЖ
Родителям и детям предлагаются упражнения с поглаживанием и растиранием отдельных частей тела (лицо, ушные раковины, шея, туловище, руки, ноги) в игровой форме во вводной части занятия, иногда и в заключительной (самомассаж ног, стоп с помощью массажных мячей). Родители массажируют стопы, голени, бёдра ребёнка.
ИГРОРИТМИКА
Игроритмика включает в себя:
- пластические этюды,
- игровые хороводы,
- упражнения для согласования движений с музыкой (в основной части занятия).
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ, РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
В конце занятия предлагаются игровые ситуации, способствующие расслаблению всех участников занятия, стимулирующие межличностное общение детей и взрослых, создающие атмосферу эмоционального комфорта.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Логоритмические упражнения можно включать как во вводной части (в ходьбе, так и в основной (во время отдыха между выполнением ОВД, а также и в заключительной части.