Людмила Поспелова
Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальная карта – (интеллект – карта)
В центре ментальной карты главная (идея, тема, от нее отходят ключевые мысли, которое можно делить на подпункты. Интеллект карты придумал британский психолог Тони Бьюзен.
Этот метод обучения по развитию речи и формированию логического мышления помогает детям показать связи между предметами или явлениями (логические цепочки, причино-следственные связи). Разложить абстрактную или объемную информацию по полочкам, что позволяет усвоению данного материала.
Актуальность
Публикация «Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. По результатам обследования детей в нашем учреждении, за последние три года 90 % воспитанников это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в эту группу входят дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР, задержкой психического развития (ЗПР, нарушением интеллекта (УО, а в последнее время все больше детей с множественными нарушениями развития.
Такие дети испытывают огромные трудности по усвоению даже адоптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО). Поэтому особое внимание в педагогической теории и практике обращаю на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствую методы обучения, стараюсь использовать в своей работе инновационные методики и практики, которые показывают эффективность в работе с детьми. Одна из таких методик использование ментальных – карт (интеллектуальных – карт, мнемотаблиц и различных схем по развитию речи, ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).
Метод интеллект - карт хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей, а также опытом моей работы. Это наглядно можно посмотреть в таблице по результатам обследования:
Учебный год Словарный запас Грамматический строй речи Составление рассказов
2019 – 2020 г. начало года - 15 %
конец года - 40% начало года - 10%
конец года –
45% начало года – 5%
конец года – 39%
2020 – 2021 г. начало года – 25%
конец года – 60% начало года – 19%
конец года –
58% начало года – 7%
конец года – 47%
2021 – 2022 г. начало года – 18%
конец года –
65% начало года – 16%
конец года –
63% начало года – 10%
конец года – 59%
В помощь детям с ОВЗ по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
1. Процесс обучения становится осмысленным.
В отличии от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между явлениями, а также способность соотносить новую информацию с личным опытом.
2. Информация лучше запоминается.
Человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
3. Сложные темы проще воспринимаются.
С помощью ментальных карт объемную тему можно разбить на подразделы и микротемы.
4. Как составить интеллект – карту?
Их можно рисовать на доске, планшете, бумаге. Можно заранее приготовить шаблоны картинки и использовать их при создании ментальной карты. В центре всегда находится ключевая тема (идея или проблема).
Какие задачи решают ментальные карты по развитию речи детей?
Эффективное и простое усвоение любой темы;
расширение и активизация словаря;
речевая активность воспитанников;
построение причино-следственных связей между событиями и явлениями;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование монологической (разговорной) речи;
лучшее и более осознанное запоминание материала;
использование и применение личного опыта;
возможность делать выводы и умозаключения;
структурировать информацию;
формируется навык вдохновения идеей;
формируется навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
развитие связной речи;
формируется навык решения проблемных ситуаций.
Помощь в создании ментальной карты с детьми.
Хочется поделиться опытом своей работы.
Зимой, примерно за месяц до празднования нового года перед детьми озвучивается проблемная ситуация: - «Скоро праздник новый год, как же нам к нему приготовиться? Что необходимо для проведения праздника? Без чего не празднуют новый год? Дети предлагают свои варианты празднования нового года из личного опыта:
- нужна елка (живая или искусственная);
- ее нужно украсить (чем) игрушками гирляндами, бусами и т. п. (где взять игрушки) купить или сделать своими руками;
- украсить помещение (какие украшения) можно купить или сделать своими руками;
- нужны подарки и открытки;
- нужны костюмы или нарядная одежда;
- нужно пригласить Деда Мороза и Снегурочку;
- обязательно позвать гостей;
- приготовить угощения, сладости;
- разучить стихи, песни, танцы;
- придумать интересные игры и т. п.
Можно приготовить картинки по данной теме или нарисовать на большом листе совместно с детьми.
Такой вид деятельности очень легко воспринимается детьми. Они с огромным удовольствием принимают активное