МААМ-картинки

Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ

Людмила Поспелова
Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Ментальная карта – (интеллект – карта)

В центре ментальной карты главная (идея, тема, от нее отходят ключевые мысли, которое можно делить на подпункты. Интеллект карты придумал британский психолог Тони Бьюзен.

Этот метод обучения по развитию речи и формированию логического мышления помогает детям показать связи между предметами или явлениями (логические цепочки, причино-следственные связи). Разложить абстрактную или объемную информацию по полочкам, что позволяет усвоению данного материала.

Актуальность

Публикация «Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ» размещена в разделах

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. По результатам обследования детей в нашем учреждении, за последние три года 90 % воспитанников это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в эту группу входят дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР, задержкой психического развития (ЗПР, нарушением интеллекта (УО, а в последнее время все больше детей с множественными нарушениями развития.

Такие дети испытывают огромные трудности по усвоению даже адоптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО). Поэтому особое внимание в педагогической теории и практике обращаю на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствую методы обучения, стараюсь использовать в своей работе инновационные методики и практики, которые показывают эффективность в работе с детьми. Одна из таких методик использование ментальных – карт (интеллектуальных – карт, мнемотаблиц и различных схем по развитию речи, ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений (ФЭМП).

Метод интеллект - карт хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей, а также опытом моей работы. Это наглядно можно посмотреть в таблице по результатам обследования:

Учебный год Словарный запас Грамматический строй речи Составление рассказов

2019 – 2020 г. начало года - 15 %

конец года - 40% начало года - 10%

конец года –

45% начало года – 5%

конец года – 39%

2020 – 2021 г. начало года – 25%

конец года – 60% начало года – 19%

конец года –

58% начало года – 7%

конец года – 47%

2021 – 2022 г. начало года – 18%

конец года –

65% начало года – 16%

конец года –

63% начало года – 10%

конец года – 59%

В помощь детям с ОВЗ по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

1. Процесс обучения становится осмысленным.

В отличии от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между явлениями, а также способность соотносить новую информацию с личным опытом.

2. Информация лучше запоминается.

Человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.

3. Сложные темы проще воспринимаются.

С помощью ментальных карт объемную тему можно разбить на подразделы и микротемы.

4. Как составить интеллект – карту?

Их можно рисовать на доске, планшете, бумаге. Можно заранее приготовить шаблоны картинки и использовать их при создании ментальной карты. В центре всегда находится ключевая тема (идея или проблема).

Какие задачи решают ментальные карты по развитию речи детей?

Эффективное и простое усвоение любой темы;

расширение и активизация словаря;

речевая активность воспитанников;

построение причино-следственных связей между событиями и явлениями;

совершенствование грамматического строя речи;

формирование монологической (разговорной) речи;

лучшее и более осознанное запоминание материала;

использование и применение личного опыта;

возможность делать выводы и умозаключения;

структурировать информацию;

формируется навык вдохновения идеей;

формируется навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;

развитие связной речи;

формируется навык решения проблемных ситуаций.

Помощь в создании ментальной карты с детьми.

Хочется поделиться опытом своей работы.

Зимой, примерно за месяц до празднования нового года перед детьми озвучивается проблемная ситуация: - «Скоро праздник новый год, как же нам к нему приготовиться? Что необходимо для проведения праздника? Без чего не празднуют новый год? Дети предлагают свои варианты празднования нового года из личного опыта:

- нужна елка (живая или искусственная);

- ее нужно украсить (чем) игрушками гирляндами, бусами и т. п. (где взять игрушки) купить или сделать своими руками;

- украсить помещение (какие украшения) можно купить или сделать своими руками;

- нужны подарки и открытки;

- нужны костюмы или нарядная одежда;

- нужно пригласить Деда Мороза и Снегурочку;

- обязательно позвать гостей;

- приготовить угощения, сладости;

- разучить стихи, песни, танцы;

- придумать интересные игры и т. п.

Можно приготовить картинки по данной теме или нарисовать на большом листе совместно с детьми.

Такой вид деятельности очень легко воспринимается детьми. Они с огромным удовольствием принимают активное

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление рассказов по раскраскам.Составление рассказов по раскраскам. Детские раскраски – хороший материал для развития мелкой моторики руки, воспитания усидчивости, умения доводить дело до конца, развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 08:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление рассказов с помощью ментальных карт для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Поспелова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД