Светлана Николаевна Сафонова
Конспект занятия «Составление рассказа с помощью пиктограмм для детей с РАС по теме «Весенние признаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа с помощью пиктограмм для детей с РАС по теме "Весенние признаки".
Задачи:
- закрепить знания детей об основных признаках весны;
- развивать диалоговую и монологовую речь, учить составлять рассказ с опорой на пиктограммы;
- воспитывать интерес к наблюдениям за явлениями в природе.
Материалы: Картинки с пиктограммами, презентация, музыкальные файлы на компьютере, музыкальный инструмент треугольник, рабочие листы для неговорящих детей, клей-карандаш, кораблик.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Признаки весны
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
На рабочем листе в таблице справа выписаны признаки весны. В столбик слева нужно наклеить соответствующую картинку с пиктограммой.
Ход занятия.
Объявление темы занятия.
-Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Какой месяц? Какой месяц будет после? Какая за окном погода? Как нужно вести себя на занятие? (ответы детей с опорой на пиктограммы и визуальное расписание). Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составить рассказ.
- Хорошо, давайте пересядем к экрану.
Слайд 1.
- Сегодня мы с вами повторим основные признаки весны и попробуем составлять рассказ об этом времени года.
Основная часть. Показ презентации.
Слайд 2.
-Назовите, пожалуйста весенние месяцы (март, апрель и май). А какие они по счету? (если есть затруднения, то обратить внимание детей на картинку с месяцами и их порядковыми числами). Мы начинаем отсчет месяцев с январь. Это первый месяц года, второй месяц года февраль и т. д. Значит март, апрель и май это 3, 4 и 5 месяц в году.
Слайд 3.
Поэтому на первой пиктограмме мы видим числа 3, 4 и 5. Это значит, что весенние месяцы — это март, апрель и май.
Слайд 4.
- Какие еще признаки весны вы знаете? (наводящие вопросы: зимой мы приходили в школы на улице было темно. А сейчас утром и вечером гораздо светлее). Это значит, что день становится длиннее, а ночь короче.
Слайд 5.
Этот признак мы обозначаем такой пиктограммой.
Слайд 6.
- Давайте вспомним, как часто сейчас светит солнце? И сейчас мы с вами чувствуем, что оно не только светит чаще и дольше, но и начинает греть.
Слайд 7.
- Поэтому следующий признак зимы, обозначаем пиктограммой обозначающей солнце.
Слайд 8.
- Из-за того, что день становится длиннее, солнце светит сильнее и чаще, температура воздухам повышается. Становится гораздо теплее, чем зимой.
Слайд 9.
- Этот признак мы обозначаем заглавной буквой Т, первая буква слова температура. И стрелочкой, идущей вверх.
Слайд 10.
- Хорошо. Дальше. Раз становится теплее, солнышко греет, что же происходит с снегом и льдом? Правильно, они начинают таять.
Слайд 11.
- Обозначаем этот признак картинкой в виде тающих сосулек.
Слайд 12.
- А какой признак весны, вы видите на этой картинке? Правильно, бегут ручьи. Тает очень много снега и льда, и вся эта вода соединяется в большие и маленькие ручьи. И одна из любимых детских забав это пускать по ручьям кораблики и наблюдать как вода несет их вперед.
Слайд 13.
Физкультминутка «Ручей»
Давайте поиграем с вами в игру. Мы будем передавать друг другу кораблик, как будто мы ручей, а несем кораблик по течению. Когда будет играть медленная мелодия, мы будем передавать кораблик медленно, когда быстрая мелодия, мы будем передавать кораблик быстрее.
Молодцы.
Слайд 14.
- этот признак зимы обозначаем картинкой ручья, несущего кораблик
Слайд 15.
- Дальше мы с вами можем наблюдать, что от того что солнышко греет, температура поднимается, тает снег, появляются проталины. И из земли прорастают первые цветы.
Слайд 16.
- обозначим этот признак такой картинкой.
Слайд 17.
- давайте вспомним, что мы теперь очень часто можем услышать на улице? (как поют птицы). Конечно, вернулись наши перелетные птицы : скворцы, грачи, ласточки и очень громко и красиво поют.
Слайд 18.
- а картинке у нас силуэт поющей птицы.
Слайд 19.
- Очень хорошо. В середине весны появляются не только первые цветы и травы, но и набухают почки и порастают первые листочки.
Слайд 20.
- обозначим этот признак картинкой с веточкой.
Слайд 21.
- И теперь, когда на улице тепло, растаял снег и появляются первые растения, мы можем встретить кого? Правильно, просыпаются насекомые.
Слайд 22.
- обозначаем этот признак такой пиктограммой.
Слайд 23.
- а чем мы можем заниматься весной? (пускать кораблики по ручью, бегать по лужам, собирать цветы, слушать пение птиц и т. д.). Давайте подумаем, за что же нам нравится весна? Может нам нравится, что становится теплее, может нам нравятся весенние праздники, может нам нравится, что теперь на улицах много зелени и ярких цветов и т. д.
Слайд 24.
- пиктограмма с сердечком и различными картинками о весне.
Слайд 25.
- а теперь мы пересядем за свои парты и попробуйте с помощью пиктограмм на нашей доске составить рассказ о весне. (Учащиеся, у которых есть затруднения с речью, работают в рабочих листах. Наклеивают к каждому признаку весны, соответствующую пиктограмму.). За партой сидим ровно, спинки прямые.
Составление рассказа.
Пример рассказа.
Сейчас весна. Весенние месяцы — это март, апрель и май. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце светит чаще и греет. Температура повышается. Тает снег и лед. Бегут ручьи. Появляются первые цветы. Возвращаются перелётные птицы. Набухают почки. Просыпаются насекомые. Мне нравится весна потому, что (называют что-то свое).
Учащиеся, которые не говорят, составляют рассказ из картинок.
Слайд 26.
Заключительная часть.
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и повторили основные признаки весны и всех получилось составить рассказ о весне.
Давайте встанем в круг и закончим наше занятие игрой «Треугольник я беру».
Игра: Учащиеся стоят кругом, в середине круга стоит водящий. Дети идут о кругу и говорят слова: «Треугольник я беру, в треугольник постучу». Водящий стучит палочкой по треугольнику 3 раза. Потом говорит такие слова: «Треугольник я отдам и на место встану сам». Отдает инструмент другому ученику и встает в круг. Игра повторяется 3-4 раза.
Спасибо за занятие.