Наталья Полякова
Составление рассказа по серии сюжетных картин «День рождения цыпленка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «День рождения цыпленка».
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии картин.
Задачи:
- формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок;
- развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;
- развивать внимание, мышление, монологическую речь, активизировать словарь детей;
Публикация «Составление рассказа по серии сюжетных картин „День рождения цыпленка“» размещена в разделах
- обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);
- воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
Ход занятия.
1. Создание проблемной ситуации. На видном месте лежит бандероль. Логопед обращает на нее внимание:
- Ребята, что это?
- Откуда появилась бандероль?
- Вы хотите узнать, что в ней лежит?
- Как мы сможем это сделать? Давайте посмотрим?
Логопед открывает бандероль, достает картинки.
2. Целевая установка.
- Что это? Для чего нужны картинки? Как можно играть с картинками? Что нам нужно сделать? Еще что можно с ними делать?
- Давайте составим рассказ по этим картинкам. Сможете? Согласны? Присаживайтесь на стулья.
3. Мотивирование к деятельности.
- Для чего мы будем составлять рассказ? (Варианты детей)
- Что мы можем сделать с этим рассказом? Кому мы сможем его рассказать?
4. Проектирование решений проблемной ситуации.
- Как мы будем составлять рассказ? У нас все готово для этого?
- Правильно, сначала нужно расположить картинки по порядку. Как вы думаете, с какой картинки начнется история? Какая картинка будет второй? Третьей? Четвертой?
- Мы сможем составить рассказ? Можно ли составить рассказ без подготовки? Правильно, нужно рассмотреть каждую картинку.
5. Беседа по содержанию каждой картины.
1) На экране появляется первая картина.
Рассмотрите картину. Ответьте на вопросы:
- Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете?
- Кого вы видите на этой картине?
- Во что одета девочка?
- Какое имя можно дать девочке?
- Таня находится в городе или в деревне? Почему вы так решили?
- Почему у девочки такой озабоченный вид?
- Что Таня увидела в траве? Чей это хвост?
Мы составили рассказ?
2) На экране появляется вторая картина.
Рассмотрите вторую картину. Прослушайте предложение. Найдите и исправьте ошибку так, чтобы предложение подходило к этой картине.
- Таня раздвинула кусты. (Таня раздвинула траву).
- Девочка рассмеялась. (Девочка удивилась). Как понять, что она удивилась? Почему девочка так удивлена?
- Таня увидела в траве дупло. (девочка увидела в траве гнездо)
- Белый кот выкатывал камень из гнезда. (черный кот выкатывал яйцо из гнезда)
- Кот прижал яйцо хвостом. (Кот прижал яйцо лапой).
У нас уже получился рассказ?
3) На экране появляется закрытая (белая) картина.
Вспомните, что было изображено на третьей картине? Удалите те предметы, которых на ней нет. (дети удаляют, картина открывается).
Рассмотрите картину:
- Почему девочка взяла яйцо в руки?
- Что произошло на глазах у девочки с яйцом?
- Как смотрит кот на девочку и цыпленка? (удивленно)
- Почему появление цыпленка из яйца похоже на маленькое чудо?
А теперь получился рассказ?
4) На экране появляется четвертая картина.
Рассмотрите 4 картину и продолжите мои предложения:
- Таня отправилась искать … (курицу)
- У курицы уже было 6 маленьких желтых … (цыплят)
- Таня отдала цыпленка маме, а цыплята…
- Таня совершила доброе дело? Почему?
- Кот какое дело? Почему?
6. Физкультминутка.
Изобразите действия:
Покажите, как Таня шла по тропинке.
Девочка присмотрелась и увидела в траве черный хвост.
Она раздвинула траву.
Таня удивилась.
Кот выкатил яйцо из гнезда.
Девочка забрала яйцо у кота.
Из яйца вылупился цыпленок.
Таня улыбнулась, а кот удивился.
Девочка отправилась искать курицу.
Она отдала яйцо маме курице.
Цыплята радостно побежали навстречу.
7. Дети садятся на стулья.
Мы рассмотрели картинки, теперь можем составить историю? Прежде, чем составить рассказ, скажите, из каких частей состоит любой рассказ?
Каким предложением мы начнем рассказ? (Это было летом).
О чем мы скажем вначале рассказа? (Однажды Таня)
О чем расскажем в середине?
Как закончим историю?
История должна иметь название. Как мы ее назовем?
8. Кто мне расскажет историю «День рождения цыпленка»? Рассказы детей.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Логопед: - Мы составили рассказ по картинкам?
- Почему нам удалось рассказать историю? (знали, умели, смогли)
- Какие знания нам помогли это сделать?
- Вы теперь сможете рассказать эту историю другим детям? Родителям?.
Закончите предложение: «Сегодня вечером я расскажу ….»