Наталья Новограбленова
Составление рассказа по пейзажной картине С. А. Куприянова «Ранняя весна» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по развитию связной речи в
подготовительной группе
Подготовила :
воспитатель Новограбленова Н. А.
2023 год
Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине
С. А. Куприянова «Ранняя весна»
Цель: формирование умения составлять рассказ по картине
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;
активизировать в речи слова по теме «Весна»
Публикация «Составление рассказа по пейзажной картине С, А, Куприянова „Ранняя весна“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весенний пейзаж. Конспекты занятий
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Рисование
- Весна. Составление описательных рассказов
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
формировать навык составления описательного рассказа по пейзажной картине, с опорой на план;
закреплять умение понимать замысел картины;
обогащать словарный запас эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
Развивающие:
развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, внимание, воображение и восприятие;
развивать умение связно, последовательно, целостно строить высказывание;
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к окружающей природы;
воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивая до конца ответы.
Оборудование: репродукция картины С. А. Куприянова «Ранняя весна».
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, наблюдение за сезонными изменениями в природе весной на участке детского сада, чтение рассказов и стихотворений А. Плещеева, И. Никитина, С. Есенина, слушание отрывков музыкальных произведений
Словарная работа: весеннее небо, проталины, трусливый заяц, вершины деревьев.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнемся друг другу.
Утреннее приветствие
В круг широкий, вижу я,
Встали все мой друзья.
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центре круга соберемся
И на место все вернёмся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к какому времени года относится эти слова?
ДОЖДЬ, ПРОТАЛИНА, ПЕРВОЦВЕТЫ, ЗОНТИК, СКВОРЧЕНИК, КАПЕЛЬ, СОСУЛЬКА, ЖУКИ, ЛИСТЬЯ, КОРАБЛИК, РУЧЕЙ, ОБЛАКА.
Правильно, все эти слова, относятся к времени года – весна.
- А как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- Какие изменения происходят в природе весной?
Тает снег. Дни становятся длиннее. Солнце греет. Появляются проталины. Расцветают первоцветы. Набухают почки. Птицы - прилетают из теплых стран.
Основная часть.
1. Чтение отрывка из стихотворения И. С. Никитина
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
-Ребята, какое настроение возникает у вас при слушании этого стихотворения? (Возникло радостное, веселое настроение)
-Да, весна несет людям радость жизни. Все творческие люди пишут о ней стихи, музыку, а художники рисуют картины. И сегодня мы с вами познакомимся с одним художником и его картиной. Дети садятся на стульчики.
(выставляется картина С. А. Куприянова «Ранняя весна»)
2. Беседа по картине.
- Перед нами картина художника Сергея Алексеевича Куприянова.
- Скажите какое время года изображено на картине? И почему вы так думаете?
-Когда вы смотрите на картину, что в первую очередь увидели?
- Какое название вам хотелось бы дать картине? (ответы детей)
А Сергей Алексеевич назвал свою картину «Ранняя весна»)
- Ребята, какая погода изображена на картине и почему вы так думаете? (На картине изображен солнечный день, хотя солнце нет, но вся картина пронизана светом).
- Да, ребята, вся картина пронизана лучами солнца
- Посмотрите на небо, что о нем можно сказать? (небо на картине ясное, бескрайнее, ярко-голубое).
- Какие краски использовал художник для изображения снега?
- Где появились первые проталины?
- Назовите зверей и птиц, которые изображены на картине и об их весенних заботах.
- Ребята, что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость от наступления весны).
-Давайте немного передохнем и подвигаемся.
Физмунутка «В путь»
В лес весенний мы шагаем (идут шагом)
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (идут топающим шагом,
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали (бегут на носочках)
В лес весенний прибежали.
3. Составление рассказа, с опорой на план.
- А сейчас ребята, я вам предлагаю составить рассказ по этой картине. Рассказ будем составлять по плану :
Название рассказа;
Какое время года изображено на картине;
Какое небо, какая погода;
Что изображено на переднем плане картины?
Какое настроение у вас, глядя на картину?
- Кто желает по этой замечательной картине составить рассказ?
Составление рассказа - описания детьми.
Анализ рассказов детей. Скажите, чей рассказ вам понравился больше и почему?
Д / и «Деление слов на части»
- Ребята предлагаю поиграть. Я буду называть слова, а вы должны посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: весна, капель, лес, заяц, дерево, проталина, солнце.
Рефлексия
-Ребята, вы такие молодцы! Ваши рассказы получились полными, вы подобрали много красивых слов и высказали свое отношение к картине.
- Кто мне скажет, с картиной какого художника мы сегодня познакомились? (Сергея Алексеевича Куприянова)
- А как называется эта картина? («Ранняя весна»)
- Что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
Молодцы, ребята, вы все очень хорошо потрудились и в подарок вам весна передала раскраски.