Гульнара Галеева Раисовна
Составление рассказа-описания с опорой на схему «Моя любимая игрушка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
Цель: составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка».
Задачи:
- продолжать обучать составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;
-активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи;
Публикация «Составление рассказа-описания с опорой на схему „Моя любимая игрушка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
-воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.
Методические приё мы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультурная минутка, игровой момент, образец рассказа воспитателя, рассказ детей.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, беседа о любимых игрушках, разучивание игры «Самолет», дидактические игры: «Внимательные ушки», «Что из чего?», раскрашивание картинок -разукрашек с изображением игрушек.
Оборудование и материал: мешок, игрушки из разного материала, мячик, алгоритм-схема описания игрушки
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Ожидаемый результат
1. Названия игрушек, их отличительные признаки, составные части.
2. Как можно играть той или иной игрушкой.
3. Из какого материала сделана игрушка.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
А теперь давайте присядем на стульчики.
Но сначала по традиции мы проведем артикуляционно-пальчиковую гимнастику:
Упражнения для щек: Толстяк, худышка, полощем рот.
Упражнение для губ: дудочка, заборчик, дудочка играет, дудочка вращается.
Упражнение для языка: качели, трубочка - курай, часы, поехали на лошадке.
Теперь проговорим скороговорку (Шла Саша по шоссе и сосала сушку) и чистоговорку (Ежу на ужин жук нужен.)
Сегодня Утром, когда я пришла на работу, возле наших дверей нашла вот этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?
- Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы? (Разгадывание загадок)
«Пьет бензин, как молоко,
может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
«Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
«Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
день, и два, и даже пять». (Кукла).
«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
«Эти чудо – кирпичи
я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
все с начала начинаю». (Кубики).
(После каждой отгаданной загадки из мешка достаётся соответствующая игрушка)
Воспитатель: «Ребята, вы такие молодцы, такие умные, отгадали все загадки.
- Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке? (Игрушки)
Дети: «Игрушки».
Мы сегодня с вами будем рассказывать об игрушках.
Основная часть
2. Игра «Внимательные ушки».
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.
Машинка, кукла, кубики, берёза (это не игрушка, а дерево,
юла, матрёшка, воробей ( Педагог: «Почему же вы не хлопаете?»,
Дети: «Потому, что это не игрушка, а птица)»,
мячик, телевизор (электроприбор, кораблик, самолётик, огурец (овощ). Молодцы ребята, и здесь вы справились с заданием.
3. Составление предложений об игрушках.
Воспитатель: - Вы очень любите играть с игрушками. А вы знаете, где и как делают игрушки? (ответы детей). Их делают люди на игрушечной фабрике. На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки. Из каких материалов делают игрушки? (Из резины, металла, пластмассы, меха, ткани, дерева). Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки?
Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, потрогайте. Определите, из какого материала сделана это игрушка. Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.
Игра "Из чего сделано"
Индивидуальные ответы детей.
Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная). Твердая, гладкая, легкая.
Это мяч сделан из резины - … (резиновый). Эластичная, упругая, растягивается.
Ведро сделано из пластмассы - … (пластмассовое). Хрупкая, легкая, твердая.
Это машина сделана из металла (металлическая). Звонкая, тяжелая, твердая, прочная.
Это мягкая игрушка сшита из меха (меховая). (мягкая, легкая, пушистая).
Дудочка сделана из пластмассы, поэтому она … какая (пластмассовая).
Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
Домик из картона какой? (картонный)
Робот из железа какой? (железный)
Лошадка из дерева какая? (деревянная)
Мишка из плюша какой? (плюшевый)
Собачка из меха какая? (меховая)
Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
Лягушка из резины какая? (резиновая)
Солдатик из олова какой? (оловянный)
Курочка из глины какая? (глиняная)
Бычок из соломы какой? (соломенный)
Игра «Расскажи, какая игрушка?»
Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
Мячик какой (круглый, мягкий, маленький, красный)
Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)
Кукла какая? (красивая, интересная, добрая, модная)
Конструктор какой? (красный, твердый, мелкий, большой, интересный)
Посудка какая? (красивая, легкая, удобная, прочная, пластмассовая)
4. Игра с мячом «С какой игрушкой я люблю играть?»
Воспитатель: - Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас мы узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например: «Я люблю играть с куклой» (Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений.)
5. Физминутка «Самолет».
Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята. Вы наверное устали? Сейчас мы с вами выйдем на ковёр, встанем в круг и поиграем в игру «Самолет». Посмотрим, как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
(Показать игрушку – самолет.)
Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и
покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и
рычат.)
Завели мотор – р-р-р,
Зарычал мотор – р-р-р,
Заворчал мотор – р-р-р,
Заурчал мотор – р-р-р,
Загудел самолет – у-у-у, (Разводят прямые руки в стороны и
тянут звук –у-)
И отправился в полет – у- у –у. (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
6. Составление рассказа описания по схеме.
Воспитатель: «А сейчас самолётики полетели на свои посадочные места». У меня тоже в детстве была любимая игрушка и сейчас я про неё расскажу. А вы слушайте внимательно. Я буду строить свой рассказ по представленному плану.
Составление рассказа
А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и довольная. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были коричневые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла.
Вам понравился мой рассказ?
«План описания по схеме игрушки»
Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку :
- Что это?
- Цвет
- Величина
- Материал, из которого сделана игрушка
- Форма
- Какая на ощупь?
- Какие детали есть у нее?
- Как с ней играют?
Составление рассказов – описаний о любимых игрушках с опорой на схематичный рисуночный план.
7. Составление рассказов описания игрушек по схеме детьми.
Воспитатель: Ребята, может, вы тоже хотите, рассказать о своих игрушках? Интересно было бы услышать про ваши игрушки.
Кто сможет рассказать о своей любимой игрушке так, чтобы, не видя её, мы могли хорошо себе представить какая это игрушка.
Начать рассказ можно так : «Я хочу рассказать о своей любимой игрушке. Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют, возят, катают».
(Желающие составляют рассказы-описания. В случае затруднений воспитатель помогает.)
Моя любимая игрушка это машина. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он не большого размера. Машина сделана из пластмассы, она пластмассовая. У него есть кузов, кабина, колеса, фара. Эту игрушку можно катать, играть в игру "Шофера" и "Такси". А если она сломается, ее можно ремонтировать. (1 ребенок)
Моя любимая игрушка это кукла. Куклу зовут Маша. Она очень красивая. На ней красное платье. Она не большого размера. Кукла сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. У куклы есть головка, шея, руки, туловище, ножки. Моя ненейка свазала для куклы одежду. Ее можно укладывать спать, покатать в коляске. Я очень люблю свою куклу. (2 ребенок)
Моя любимая игрушка кубики. Они разноцветные, деревянные квадратной и прямоугольной формы. У кубиков нет частей он целое. Из кубиков можно построить разные сооружения башню, дом, замок. (3 ребенок)
Моя любимая игрушка конструктор лего. Его части состоит из прямоугольной и квадратной формы. Лего состоит из маленькой детали. Конструктор сделан из пластмассы. Из лего можно построить разные сооружения дом, замок, робота. Мне очень нравится играть с конструктором лего. (4 ребенок)
Моя любимая игрушка зайчик. Она белого цвета. Туловище у нее овальное, голова круглая и длинные овальные ушки. Она не большая и не маленькая. Она сшита из меха. У нее есть головка, длинные ушки, туловище ножки, хвост. С ней можно поиграть в игру "Лесные звери". (5 ребенок)
Моя любимая игрушка это мячик. Мяч разноцветный круглой формы. Маленького размера. Он резиновый. У него нет частей он целое. (6 ребенок)
Моя любимая игрушка котенок. Он серенький, а глаза у него голубенькие. Туловище у него овальной формы, голова круглой формы, ушки треугольной формы. Он маленький, сшит из меха. У него есть головка, туловище, ножки, хвостик. Он такой мягкий, пушистый. Я очень люблю своего котенка. (7 ребенок)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы так здорово и интересно рассказывали о своих игрушках.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Иногда игрушки тоже жалуются друг другу, кому что сломали, порвали, испортили. Какое правило нужно помнить? Как надо обращаться с игрушками?
Дети: Игрушками надо обращаться бережно, не ломать их, чтобы они радовали нас долговое время.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята, из чего же могут быть сделаны игрушки? (ответы детей) А понравилось ли составлять рассказы о своих любимых игрушках? Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Наше занятие закончено. Спасибо всем.