Александра Шайдурова
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
Публикация «Составление описательного рассказа по репродукции картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», С. Я. Маршака «Весенняя песенка».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.
Оборудование
Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», силуэты птиц, силуэт дерева.
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, П. И. Чайковский альбом «Времена года».
Ход занятия
Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».
- Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(Беляевская «весенние вести»)
В О каком времени года это стихотворение?
Д О весне.
В Весна передала нам интересную картину, но она рассыпалась. Давайте мы ее соберём. А назовите приметы весны? Это картина русского художника Саврасова, которая называется «Грачи прилетели». Садитесь на стульчики. У каждого на столе представлена эта картина, возьмите лупу и рассмотрите ее внимательно : что на ней изображено, какие цвета использовал художник.
Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного как ночь.
Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок!
Где жучок, где червячок. Круговые движения глазами.
Смотрят влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Моргают глазами.
Зажмуривают глаза.
Давайте вернемся к нашей картине, посмотрите: художник изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
Д На березы прилетела стая грачей.
В Расскажите о грачах, что они делают?
Д Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
В Что делает грач у корней березы?
Д Он нашел веточку и держит ее в клюве.
В Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
Д Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
В Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!
В А что вы можете рассказать о деревьях?
Д С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
В На каких березах больше гнезд и почему?
Д На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
В А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
Д Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
В На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
Д Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
В Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
Д Что еще вы видите на картине?
В За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
Д Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
В Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Д Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Что подходит?». Я буду говорить вам высказывания, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к нашей картине.
- небо пасмурное (да)
- идет снег (нет)
- снег тает, оседает (да)
- проталины появляются (да)
- растут цветы (нет)
- появляются лужи (да)
- листья на деревьях (нет)
- возвращаются перелетные птицы (да)
- птицы вьют гнезда (да)
Ребята вы правильно отгадали, что подходит к нашей картине, а что нет.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Грачи прилетели». Вставайте из своих стульчиков и проходите в круг.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Ребята вы многое узнали нового о весне, а теперь примените свои знания. Составьте рассказ по картине Саврасова «Грачи прилетели» с помощью схемы: какой снег (снежинки) на картине, какое небо (облако, какие постройки (дом) есть на картин, какие деревья и птицы. Кто желает по картине составить рассказ? (Дети пожеланию рассказывают по картине)
Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ. Ребята, а вам понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели»? А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (немного холодно, грустно, где-то даже радостно потому что зима уходит).
Мне очень понравилось как вы занимались, у вас получились красивые, хорошие рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз: вот такие грачи, давайте мы им приклеим глаза и клювики, а затем украсим наше дерево и скажем что понравилось вам на занятии. Вот и у нас получилась своя интересная картина. Спасибо за занятие. Все старались, вы молодцы.
- Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(Беляевская «весенние вести»)