Аделя Шагиахметова
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД в средней группе на тему:
«Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Задачи:
Образовательные:
Учить рассматривать картину;
Понимать её содержание;
Учить устанавливать взаимосвязь между героями картины.
Развивающие (речевые) :
Продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей;
Развивать умение внимательно слушать вопросы и точно отвечать на них;
Обогащать словарь детей.
Публикация «Рассматривание картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе;
воспитывать умение слушать товарищей и высказывать свои мысли.
Материалы и оборудование:
Игрушка-птица, конверт с загадками о весне, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», загадки про весенние месяцы, иллюстрации зимующих и перелетных птиц.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела вот эта птица. И в клюве принесла нам конверт, давайте посмотрим, что в нем?
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна.)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
(Весна.)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна.)
- Молодцы, вы отгадали все загадки о весне! А вторую часть письма мы прочитаем позже.
2. Беседа о признаках весны.
- Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?
- Что происходит в природе в марте? (Ярче светит солнце, тает снег, с крыш свисают сосульки.)
- А в апреле? (Начинается ледокол на реках, прилетают птицы : грачи, скворцы.)
- Какие изменения в природе происходят в мае? ( Цветут кустарники: черемуха, сирень, вишня.)
3. Рассматривание иллюстраций птиц.
- Послушайте текст с пропуском слов-названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы по смыслу догадайтесь о какой птице идет речь.
Ярко светит весеннее солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся (воробьи)
На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые (сороки)
На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня-черные с белыми носами (грачи)
Около старого скворечника распевают звонкую песенку (скворцы)
- Покажите иллюстрации птиц, которые остались лежать (свиристель, снегирь). Почему мы про них ничего не сказали?
- С приходом весны они улетают туда, где лежат снега? Это зимующие птицы.
- Ребята, а каких птиц присылает весна в наши края первыми? (Грачей)
4. Физкультминутка. «Пришла Весна»
Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.
Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями
И вот на самом солнцепеке Ходьба.
С поднятой гордой головой Приподнять повыше подбородок.
Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.
Он весь пушистый, серебристый, Приседания.
На солнце маленький стоит. Прыжки.
Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо.
Он первенец среди цветов.
5. Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
- А сейчас я приглашаю вас подойти к картине, которую написал русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Называется она «Грачи прилетели».
- В каком жанре написана эта картина? (Пейзаж.)
- Какой период весны изобразил художник? Почему вы так думаете?
- Что вы видите на картине?
- Какие краски художник использовал для изображения природы и строений?
- Какими красками нарисовано небо?
- Какими изобразил Саврасов грачей?
- Что делают грачи, как вы думаете?
- Какие березы нарисовал художник?
6. Составление описательных рассказов детьми.
- Ребята, опишите своими словами день, изображенный на картине.
- Какие стоят березы?
- Чем заняты грачи? Опишите внешний вид птиц.
- Какие вокруг строения?
- Какое небо?
- Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Как бы вы назвали эту картину.
7. Итог:
- Молодцы, у вас получились хорошие рассказы. Ребята, а кто догадался, что за птица прилетела к нам в гости с посланием? (Грач.)
- Давайте еще раз назовем весенние месяцы. А для этого послушайте вторую часть письма:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц. (Март)
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл. (Апрель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает… (Май)
- Мне очень понравилось, как вы отгадали все загадки, как отвечали на вопросы, как составили свои описательные рассказы по картине! Молодцы!
Словарная работа
Существительные Прилагательные Глаголы
Сонет Серебристый Прибывают
Трель Надежный Раскрывают
Берлога Кудрявые Свисают
Ручьи Длиннохвостые Зазвенели
Почки Звонкие Встречает
Посевы Примерил
Первенец
Посланец
План-конспект НОД на тему «Рассматривание картины «Зайцы»» в старшей группе.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей рассматривать картины;
- Понимать её содержание;
-Учить устанавливать взаимосвязь между героями.
Развивающие (речевые) :
- Продолжать совершенствовать связную диалогическую речь;
-Развивать умение слушать вопросы и точно отвечать на них;
-Обогащать и активизировать словарь детей за счет новых слов.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; игрушка зайца Ушастик.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные». Заучивание присказки «Зайка белый и русак танцевал краковяк»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Что в нем? Слушайте внимательно я сейчас прочитаю:
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Дети отгадывают.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это заяц?
Индивидуальные ответы.
Какой Заяц? Как можно сказать про него?
Дети: Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.
Рассматривание картины и составление рассказа по картине «Зайцы».
Воспитатель: Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ.
(Помещаю на доску картину «Зайцы»).
Появляется Ушастик.
Ушастик: Я тоже хочу вместе с детьми рассматривать картину. Это же мои друзья на картине. Можно?
Воспитатель: Конечно можно, зайчик. Нам еще интересней с тобой.
Дети рассматривают картину вместе с Ушастиком и отвечают на вопросы:
- Кто нарисован на картине? (Зайцы)
- Какое время года изображено? (Зима)
- Почему вы так думаете?
Дети: Кругом снег. День ясный. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.
Воспитатель: Чем занимаются зайцы? Где они находятся?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Воспитатель: Как можно назвать картину?
Дети: Зайцы, зима, лесная поляна.
Ушастик: Я бы назвал «Ушастые зайчики - побегайчики».
Воспитатель: Молодец, Ушастик. Ты нам здорово помог. Точное название придумал. И ребята, конечно, молодцы.
Физкультминутка (движения по тексту)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал - и устал.
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал - И устал.
Хвостиком пошевелил
и ушки вверх поднял.
и услышал зайка тихий,
Очень тихий звук,
Посмотрел по сторонам,
В норку прыгнул вдруг.
Воспитатель: И Ушастик, и ребята, садитесь. Ушастик, послушай, как ребята умеют составлять рассказ. Предлагаю в первый раз составлять «сильному» ребенку; во второй раз - трех детей: 1 - начало, 2 ребенок - середина, 3 - окончание, конец. В третий раз - двоих детей: 1 ребенок - начинает, 2 ребенок - заканчивает.
(После каждого раза Ушастик хвалит детей. Воспитатель следит за речью и поправляет ошибки, если они есть).
Словарная работа:
Существительные Прилагательные Глаголы
Кора Пушистый Обгрызать
Норка Беленький Пошевелил
Картина Лесная Прыгнул
Поляна Ушастые Посмотрел
Тень Голубоватый Подниматься
Комочек Длинный Устал
Пух Короткий Услышал
Зайчик-побегайчик
Хвостик
Ушки
Подведение итогов.
Воспитатель: Ушастик, послушай внимательно детей, что нового узнали сегодня.
Ответы детей.
Воспитатель: Ушастик, тебе понравилось, как рассказывают дети?
Ушастик: Молодцы, дети. Вы сегодня придумали очень интересный рассказ по картине и придумали ее название по-разному «Зайцы», «Лесная полянка», «Зима». Я думаю, что кто-то согласен и с моим названием «Ушастые зайчики-побегайчики». До свидания, ребята. Я был бы рад встретиться с вами еще и еще раз.
Воспитатель и дети прощаются с Ушастиком.