Мария Кузнецова
Составление коллективного рассказа «Снежная история» для детей подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Составление коллективного рассказа
«Снежная история»
Для детей подготовительной группы с ТНР
Учитель-логопед Кузнецова Мария Юрьевна
ЦЕЛЬ: Формирование связной речи по средствам коллективного составления творческого рассказа с введением проблемной ситуации.
ЗАДАЧИ:
Речевые: - Активизация и обогащение словаря детей именами существительными, глаголами, прилагательными, образными выражениями;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Коллективные работы
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- Совершенствование умений подбирать родственные слова (на лексическом материале «снег», подбирать существительные к прилагательным, согласуя их в роде и числе;
- Формирование связной речи и способности предположить и воплотить собственный замысел с использованием опорных картинок;
- Формирование умений согласовывать числительные с существительным в единственном и множественном числе;
- Развитие речевого творчества;
Познавательно-образовательные: - Расширение знаний детей о зиме, о зимних развлечениях и забавах;
Коррекционно-развивающие: - Развитие умения проводить образные сравнения при формировании лексикона;
- Развитие творческого воображения, эмоционального восприятия;
Воспитательные: - Приобщение к красоте окружающего мира;
- Привитие умений и навыков работы по образцу;
- Развитие качеств доброжелательности, взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийное оборудование, перчаточная кукла «Снеговик».
Демонстрационный зал : фрагмент видеоклипа «Серебристые снежинки» (видео@mail.ru, презентация; шумовые эффекты (shumoteka.ru, музыкальная композиция «Дорога добра» (Автор текста (слов) :Энтин Ю. Композитор (музыка) : Минков М., картинка с наложенными контурными изображениями, предметные картинки на подбор сравнений: звезды, котенок и др; пейзажные картинки.
Раздаточный материал:
Предметные картинки с изображением разного количества сугробов, снеговиков, сосулек, снегирей, снежинок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ;
Демонстрация фрагмента видеоклипа, презентация, рассматривание, вопросы к детям, сюрпризный момент, рассказывание.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Подведение к теме занятия (прослушивание «шумовой» записи).
3. Основной этап.
- Просмотр фрагмента видеоклипа.
- Игры в слова: «Подбери слово-действие», «Подбери слово признак», Посчитать снежинки, «В каких словах слышится слово снег», «С чем можно сравнить снег (свойства и качество)».
Динамическая пауза «Лыжная прогулка».
4. Анализ проблемной ситуации «Как поступишь ты?»,
5. Составление рассказа по заданному началу.
6. Итоговая часть (прощание со «Снеговиком»).
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Установление контакта с детьми и самопредставление.
II. Подведение к теме занятия.
Детям предлагается узнать «зимние звуки» по аудиозаписи.
Учитель-логопед: Вокруг нас много разных звуков. Если мы внимательно прислушаемся, то, что мы можем услышать? (ответы детей). А сейчас вы услышите необычные звуки. Послушайте их внимательно.
Звучит запись вьюги.
Учитель-логопед: Что вы слышите?
Дети: Слышу, как воет ветер. Слышу, как завывает метель.
Учитель-логопед: Что вы слышите сейчас?
Звучит запись хруста снега под ногами.
Дети: Слышу, как хрустит снег.
Учитель-логопед: В какое время года мы можем услышать эти звуки?.
Дети: Мы можем это услышать зимой.
Учитель-логопед: А что мы можем увидеть зимой?.
Дети: Мы можем увидеть зимой снег, лед, сугробы, снегопад, метель.
III. Основной этап.
Дальнейшее расширение лексикона, обучение употреблению в речи образных выражений, совершенствование своеобразной деятельности
Детям предлагается занять места и посмотреть фрагмент из видеоклипа «Серебристые снежинки».
Учитель-логопед: Как много снежинок! Ребята, как называется такое явление природы, когда снег падает?
Дети: Это явление называется снегопад.
Учитель-логопед: Несколько снежинок слетели к нам с экрана. Какие они красивые и разные. Давайте посчитаем снежинки.
Дети: Одна снежинка, две снежинки…
Учитель-логопед: Снежинка какая?
Дети: Снежинка хрупкая, снежинка блестящая…
Учитель-логопед: Снежинки не только падают, что с ними еще происходит?.
Дети: Снежинки кружатся, летят, искрятся, «танцуют»…
Учитель-логопед: … и покрывают землю снегом, словно ковром. Всё покрыто снегом: и деревья, и кустарники, и дома. Вот она, какая зимушка зима. О чем можно сказать зимний? Зимняя? Зимнее?
Дети: Зимний лес, зимняя погода, зимнее утро…
Учитель-логопед: Ребята, кажется к нам кто-то идет.
Появляется «Снеговик» (перчатная кукла) и говорит: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Дети: Узнали, ты – Снеговик.
Снеговик: Знаете, почему меня так назвали?
Дети: Знаем, тебя так назвали, потому что тебя слепили из снега.
Снеговик: Я нес вам снежные слова, но вьюга их разбросала, снегом облепило и появились снежные комочки, в названии которых спряталось слово «снег». Помогите мне собрать эти снежные слова и сделать из них бусы для моей подружки Снегурочки.
Дети из сундучка берут комочки и называют их: снегопад, снегирь, снегурочка, снегокат, снеговик.
Снеговик: Ребята, может быть, вы знаете еще слова, в которых спряталось слово снег, или снежок?
Дети: Снежинка, снежки, Белоснежка, подснежник…
Снеговик: Снег бывает разным. А вот каким, вам помогут сказать мои картинки подсказки. Сравните снег с нарисованным предметом.
Снеговик: показывает картинку и произносит: Снег мягкий как вата.
Детям демонстрируются картинки для подбора имен прилагательных и соответствующих им сравнений.
Дети: Снег пушистый, как котёнок; легкий, как перышко, снег липкий, как пластилин, снег твёрдый, как камень, блестящий, как звезды и т. д.
Снеговик: Да, снег – это чудо природы! Приглашаю вас прогуляться по снежку.
IV. Двигательная психоэмоциональная разрядка.
Снеговик: Мы сейчас встанем на лыжи. Как нас можно назвать? (лыжники) Мальчик на лыжах – это (лыжник) Девочка на лыжах – это (Лыжница) Как назовем след на снегу от лыж? (лыжня) Прогулка на лыжах (лыжная).
Снеговик: Готовы? Идем за мной.
Дети, имитируя ходьбу на лыжах, идут по кабинету, находят картинку с наложенными контурными изображениями: лыжи, хоккейная клюшка, снегокат, ледянка.
Снеговик: Если вы догадаетесь, что изображено на картинке, то сможете сказать, чем можно заниматься зимой?
Дети: Зимой можно кататься на снегокате. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно ходить на лыжах.
После ответа дети садятся на свои места.
V. Анализ проблемной ситуации.
Снеговик: Однажды произошла такая история.
На экране фрагмент из мультфильма «Снежные дорожки» (мальчик катался на лыжах и упал. Предлагается возможный вариант : все вокруг смеются).
Снеговик: Ребята, как поступили бы вы?
Предположения детей : Я подойду и подам мальчику руку; я помогу ему подняться; я пожалею его и спрошу: «Ты не ушибся?»…
Снеговик: Какие вы добрые и отзывчивые! Никогда не бросайте друзей в беде.
Учитель-логопед: Снеговик, мы хотим подарить тебе рассказ. Послушай!
VI. Составление творческого коллективного рассказа с проблемной ситуацией по заданному началу.
На экране детям демонстрируется заснеженная поляна с динамическими элементами, по ходу показа которых составляется рассказ.
Учитель-логопед: Итак, наступила…
Дети: Морозная, снежная зима.
Учитель-логопед: Повторите предложение.
Дети: Наступила морозная, снежная зима.
Учитель-логопед: Был сильный…
Дети: Снегопад.
Учитель-логопед: Земля покрылась:
Дети: Белым, пушистым ковром.
Учитель-логопед: Снег…
Дети: Снег блестящий, как звезды, мягкий, как одеяло.
Учитель-логопед: Ели стоят в снегу, словно.
Дети: В меховых шубах.
Учитель-логопед: Деревья надели.
Дети: Белые шапки.
Учитель-логопед: На их ветвях.
Учитель-логопед: Найдите, кому из них нужно помочь и продолжите наш рассказ.
Детям предлагаются слайды с сюжетами, в которых персонажи нуждаются в помощи.
Примерный рассказ детей :
Дети играли в снежки. Им было весело. Катя потеряла варежку в снегу. Ее пальцы замерзли. Она больше не могла лепить снежные комки и заплакала. Я отдал Кате свои варежки. Она согрелась и сказала мне: «Спасибо!»
Снеговик: Кто-нибудь из вас сможет рассказать с самого начала?
При условии невыполнения задания в полном объеме, вариант рассказа дается «Снеговиком» :
Наступила морозная, снежная зима. Сильный снегопад покрыл землю белым, пушистым ковром. Снег блестел, словно звезды. Ели стоят в теплых шубах, на деревьях снежные шапки. Дети играли в снежки. Им было весело. Катя потеряла варежку в снегу. Ее пальцы замерзли. Она не могла больше лепить снежные комки и заплакала. Я укутал ее руки своим теплым шарфом. Катя улыбнулась.
Детям демонстрируется слайд. На экране «Снеговик» прощается и говорит:
Ребята, теперь я знаю, что всегда надо быть добрыми друг к другу. Спасибо вам, до свидания, до новых встреч!
VII. Итоговая часть.
Учитель-логопед: В своих рассказах вы говорили о добрых поступках! Ведь сегодня особенный день. Отмечается Всемирный День доброты. (Звучит фонограмма «Дорога добра») Давайте подарим друг другу добрую улыбку.