Нина Дельцова
Сопровождение ребенка-инвалида с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Н. М. Дельцова учитель - логопед
МБДОУ «Д/с «Оленёнок»
Сопровождение ребенка –инвалида с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации.
Речь - одна из важнейших функций человека. Правильная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут породить неуверенность ребенка в своих силах, а это может иметь негативные последствия. Не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. К сожалению, количество детей – инвалидов с нарушением речи год от года растет.
Публикация «Сопровождение ребенка-инвалида с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Именно поэтому для таких детей в нашем образовательном учреждении создаются условия коррекции речевых нарушений.
Основные документы, регламентирующие задачи, содержание и формы организации коррекционно – педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении :
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038)
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ.
Данными документами введены такие понятия, как:
-инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
-дети с ОВЗ – это физическое лицо имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённым МППК и препятствующие получению образования без специально созданных условий.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования инклюзивное образование должно быть направлено на «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей». Для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении необходимо создать особые условия :
создание развивающей образовательной среды,
грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей,
участие специалистов и их родителей в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческой группой педагогов нашего учреждения разработана адаптированная образовательная программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. При разработке программы мы опирались на основную обшеобразовательную программу дошкольного образования нашего учреждения, программы коррекционного обучения и воспитания детей под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Цель логопедической блока программы – создание оптимальных условий для речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия с учетом дефекта ребенка - инвалида.
В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований:
- своевременное выявление и обследование детей, имеющих речевые нарушения,
- использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения;
-использование индивидуального подхода в обучении детей с учетом речевой патологии;
- обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка :
-использование современных педагогических технологий, компьютерных иинформационных средств обучения.
В нашем образовательном учреждении в основном созданы необходимые условия для диагностики и коррекции речевых нарушений, оказания ранней коррекционной помощи детям-инвалидам.
На базе нашего детского сада создан ресурсный центр по оказанию психолого-педагогической, логопедической и консультативной помощи детям дошкольного возраста не посещающих образовательные учреждения.
В логопедическом кабинете организована развивающая предметно – пространственная среда. Кабинет оснащен учебно-методическими пособиями:
1. Приобретен Программно-методический комплекс «Развитие речи» предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Комплекс является образовательным ресурсом по развитию и коррекции фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Программа содержит тестовые интерактивные игры, тренажеры, статические и динамические иллюстрации, разнообразные звуковые материалы.
2. "Диагностический комплект для оценки развития познавательной деятельности ребенка" предназначен для проведения обследованияинтеллекта, памяти, внимания, мышления ребенка.
3. В комплект «Обучение детей счету и письму» входит набор магнитных букв и цифр, магнитная доска.
4. Коврограф «Ларчик» состоит из набора предметов для обучения детей грамоте.
Адаптированной программой определены задачи коррекционно-развивающей работы с детьми – инвалидами:
-своевременное выявление и комплексное обследование детей инвалидов, имеющих речевые нарушения,
-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
-коррекция речевых нарушений;
-формирование предпосылок к учебной деятельности.
Логопедом проводится комплексное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи, которое затрагивает не только обследование речи, но и моторики, психического статуса, пространственного восприятия, интеллекта и логики.
Результатом обследования ребенка является квалифицированное логопедическое заключение, выявление сильных и слабых звеньев в развитии ребенка, интеллектуальных особенностей, предпочтений ребенка с опорой на которые строится последующее обучение.
По результатам обследования заполняется речевая карта на ребенка и составляется индивидуальный план работы. Знакомим родителей (законных представителей) с результатами диагностики.
Коррекционная работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по индивидуальному плану, который включает в себя:
- знакомство с семьёй, беседы с родителями;
-изучение медкарт, рекомендаций ПМПК;
-наблюдение за ребёнком в среде сверстников,
- беседа с воспитателями групп,
-подготовка к обследованию речевого и психомоторного развития ребенка.
Развитие речи детей - это общая задача всех участников образовательного процесса. Логопед систематически встречается с воспитателями, родителями, информирует их об успехах и трудностях детей. Вместе с воспитателями проводятся родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, мастер-классы; оформляю специальные стенды, буклеты, памятки. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей: «Артикуляционная гимнастика»; «Развитие мелкой моторики»; «Выполнение домашнего задания»; «Речевые игры дома».
По завершению работы мы ожидаем что ребенок – инвалид может :
Правильно произносить все звуки.
Уметь дифференцировать все изученные звуки.
Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Различать понятия «звук», «слог», «предложение».
Владеть выразительностью речи.
Каждый ребенок особенный – все дети равные.