елена новиченко
Мини-музей в дошкольной образовательной организации «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Тема: "Овощи"
Возраст детей: 6-7 лет
Образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: формировать обобщенные представления об овощах : овощи-это растения, которые выращивают на огороде для употребления в пищу, они богаты витаминами и очень полезны для здоровья человека.
Дать знания о животных, которые помогают выращивать хороший урожай овощей (крот, червяк, лягушка).
Программные задачи:
Публикация «Мини-музей в дошкольной образовательной организации „Овощи“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
-Углублять знания детей об овощах.
-Развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов.
-Развивать связную речь детей, их словарный объём.
-Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение.
-Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух.
-Формировать познавательный интерес к полезному питанию, желание быть здоровым.
-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
-Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга.
-Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми.
Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея :
-муляжи овощей, книжки-малышки об овощах, альбом с рецептами блюд из овощей, поделки из овощей, семена, альбом "Огород на подоконнике", различный дидактический материал по теме
Активизация словаря:
картофель, огурец, морковь, капуста, фасоль, свёкла, тыква, редиска, горох, лук, чеснок, перец, баклажан, помидор (томат, овощи, красный, зеленый, желтый, вкусный, горький, сладкий, сочный, круглый, овальный, капают, срезают, срывают, выдергивают, овощевод, овощехранилище
Оборудование и наглядный, методический материал:
-картинки с изображением овощей, корзина с муляжами овощей.
-мультимедийное оборудование, презентация на тему «овощи», картинки овощей, иллюстрации об овощах и работе на огороде, "Чудесный мешочек", д\и "Вершки и корешки", энциклопедия о растениях, кастрюльки из бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.
Предварительная работа:
- рассматривание муляжей овощей, работа над обогащением словаря на тему «Овощи», разучивание физической минутки, пальчиковой игры, разукрашивание контуров овощей. Чтение художественной литературы по теме. загадывание загадок, беседы о пользе овощей, рисование и лепка овощей, пальчиковые гимнастики на тему «овощи»
Ход организованной образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап
- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо. Это письмо написал Малыш, друг Карлсона. Он пишет нам о том, что в последнее время Карлсон стал грустным, вялым, у него пропал аппетит, он обессилел, ему не хочется вставать со своего любимого диванчика. Малыш не знает как ему поступить, как помочь своему другу и просит у вас совета и помощи.
Проблемно-поисковый этап
-Как вы думаете, ребята, отчего такая беда приключилась с Карлсоном?
Дети: - неправильно питается, не ест полезную пищу, не употребляет витамины с едой…
Воспитатель: - А где, как вы думаете, находится очень много витаминов?
Дети: - В овощах и фруктах.
Воспитатель: - Вы уже много знаете о фруктах и овощах, и сегодня на занятии мы поговорим и о том, что вам уже известно, а что-то вы узнаете новое. Знания о полезном питании пригодятся и нам и Карлсону, помогут сохранить и укрепить здоровье, хорошее настроение.
- На занятии внимательно слушайте задания и ответы других детей, нельзя выкрикивать и перебивать.
Игра «Вершки и корешки»
На экране 3 слайд с изображением обложки сказки «Вершки и корешки»
Воспитатель: - Недавно мы с вами читали сказку «Вершки и корешки». Давайте вспомним, у каких овощей мы едим вершки?
Дети: - помидоры, огурцы.
Воспитатель: - А корешки?
Дети: - репа, редис, картофель, морковь…
Воспитатель: - У каких растений едим луковицу?
Дети: - лук, чеснок…
Воспитатель: - А семена?
Дети: - горох, бобы, кукуруза
Воспитатель: - Плоды?
Дети: - огурцы, тыква, помидоры, картофель, кабачки, перец
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди угадывают на ощупь и достают из «Чудесного мешочка» овощи
Описательный рассказ про овощи по плану :
-Какой формы?
-Какого цвета?
- Какой на ощупь?
- Какой на вкус?
-Что из него можно приготовить?
Игра «Корзина с овощами»
4 Слайд с изображением корзины с овощами
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.
Принесли из магазина мы огромную корзину-
Много разных овощей, посчитать ты их сумей!
(помидор, огурец, морковь, свекла)
( Считаем: 1 огурец, 2 огурца, 3 огурца и т. п.)
(по очереди появляются 5,6,7,8 слайды с изображением моркови, помидоров, огурцов, свеклы, которые нужно посчитать
Воспитатель: - Ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком виде мы едим овощи?
Дети: - в сыром и варёном
Воспитатель: - А какие вы знаете овощные блюда?
Дети: - рагу, борщ, щи, пюре картофельное и гороховое…
Воспитатель: - А давайте перечислим овощи, которые мы кладём в щи.
Дети: - капуста, морковь, картофель, лук, петрушка, укроп…
Воспитатель: - А чем отличается борщ от щей?
Дети: - в борщ кладут свёклу…
Воспитатель: - А как вы думаете, растут ли овощи зимой?
Дети: - нет
Воспитатель: - Откуда же мы их берем зимой, как они появляются на нашем столе?
-Тот урожай, который собрали осенью, хранят в специальном сухом и прохладном помещении, которое называется (кто знает) – овощехранилище (закрепляем в речи)
На 9,10,11,12 слайде-фотографии овощехранилища
Воспитатель: - Некоторые овощи солят, маринуют, квасят, сушат. (воспитатель показывает на слайде, т. е. заготавливают на зиму. Как думаете, для чего люди делают заготовки?
Дети: - чтобы сохранить
Воспитатель: - Вот так сохраняют такие полезные для здоровья овощные продукты и витамины, которые в них содержатся.
- А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
13 Слайд с изображением рядов овощей и фруктов, если нажать на правильный ответ - раздаётся звук апплодисментов.
Физминутка «Капуста»
- Мы капусту рубим, рубим! (рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
- Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим вперед и назад)
- Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
- Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
- Молодцы хорошо поработали и капусту всю засолили. Теперь мы можем сесть и приготовить свой овощной суп (дети садятся на свои места).
Воспитатель: — Кастрюля у нас есть, воду мы налили (показывает нарисованные мелом на доске кастрюлю с водой). А вот чего же нам не хватает? (овощей)
Воспитатель: — Правильно овощей. Давайте вспомним, какие овощи мы знаем (ответы детей)
-Молодцы! Вы назвали очень много овощей. Но все ли овощи, перечисленные вами, понадобятся для нашего овощного супа? (ответы детей)
Практический этап
У вас на столе лежат кастрюльки из бумаги. Вы можете нарисовать на них те овощи, которые понадобятся для нашего супа. Приступаем к работе (ребята рисуют цветными карандашами).
Рефлексивно-оценочный этап
В конце занятия все рисунки выставляются на доске, рассматриваются, выделяются те, в которых наиболее красочно передана форма и цвет овощей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой овощной суп мы приготовили. Какие вы молодцы, вы все справились с заданием!
Последующая работа
Работа в мини-музее ведется круглый год. Активно участвуют не только дети, но и их родители. Планируется создание фотоальбома "Овощные приключения", пополнение экспонатов мини-музея, выставка " Овощ - герой сказки" (придумывание сказки об овоще, в дальнейшем создание книги из всех придуманных сказок)
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Использованная литература:
1. Ю. А. Кириллова «Комплексы упражнение (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей с 3 до 7 лет» .
2. Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы.
Сост. О. И. Бочкарева и т. д. «Корифей» Волгоград
3. Л. Е. Крыласова «Дошкольник. Развитие речи.
Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Т. И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа.»