Аксёнова Александра Михайловна
Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТНР
Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.
Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:
Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.
Деятельностный этап- обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.
Мы считаем, что диагностический этап наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов.
• составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями,
•коллегиальное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программы,
• внесение корректив в программу при необходимости,
• определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи.
• консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей.
• Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.
• Оформление документов.
Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность.
Работая в идеологии «команды», каждый ее участник ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка :
• Учитель-логопед: диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
• Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.
• Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.
Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.
Для реализации цели и задач ребёнка с ОВЗ в школе разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП, которая включает в себя программу коррекционной работы.
Адаптированная образовательная программа обучения составляется на основе рекомендаций ПМПК.
Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, физинструктора, музыкального руководителя.
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза, позволяющего судить об уровне речевого и коммуникативного развития ребенка с ОВЗ.
2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ, включает в себя разработку и реализацию развивающего индивидуального маршрута развития ребенка.
4. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.
5. Консультативная работа.
6. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Заключение:
Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ТНР.
Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР :
• раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
• систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
• взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
• получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
• возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
• взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
• наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
• учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса;
• реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т. п.);
• применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
• выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
• щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
Ежегодно в дошкольном учреждении дети проходят психолого логопедическую диагностику для своевременного выявления нарушений в формировании высших психических функций, что позволяет вовремя скорректировать имеющийся дефект развития. По результатам диагностики дети с отклонениями в речевом или психическом развитии в сопровождении родителей направляются на городскую ПМПк.
Специалисты городской ПМПк дают родителям рекомендации о перспективах дальнейшего обучения и воспитания их ребёнка. За родителями остаётся право выбора дошкольного учреждения, которое будет посещать их ребёнок. Но зачастую родители боятся, что их ребенок будет иметь официальный статус «ребенок с ОВЗ».
В работе с детьми используются разнообразные приемы и методы, которые: - позволяют вызвать у ребёнка интерес к совместной деятельности со сверстником, например, театральная деятельность, досуговые мероприятия праздники, конкурсы и т. д. - одновременно укреплять здоровье ребенка и его речевые функции, например: логопедический и общий массаж, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития дыхания, подвижные игры, развитие мимической мускулатуры. - развивать речевые функции на основе развития моторики руки, например, "сухие бассейны" (ёмкости для массажа рук с различной крупой, специальные мячи для массажа рук, тренажёры (пуговичные, шнуровка, бусы и др., элементы песочной терапии. Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. Использование наглядности в логопедической и коррекционной работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда. Педагогический коллектив в системе изучает педагогические технологии, обеспечивающие быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МБДОУ. Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов детей с нормой в развитии и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Необходимо знание методик, передовых технологий, опыта работы специалистов-практиков в этой области. В нашем детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов - это, прежде всего, партнеры, которые проводят много времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри группы. Основная идея - наладить комфортную, благоприятную развивающую среду для детей. Сейчас они легко идут на контакт со мной, появилось желание сотрудничать. Родители стали заниматься с детьми дома, выполнять задания логопеда. Комплексный подход в развитие ребенка заставил родителей увидеть своих детей другими глазами.