Кравченко Полина
Сохранение здоровья дошкольников с помощью физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье человека – самое главное богатство, которое нужно сохранять, начиная с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать детей к сохранению здоровья, чтобы в дальнейшем у ребенка выработалась привычка к здоровому образу жизни. За последний период после перенесения коронавирусной инфекции (COVID-19) во многих дошкольных учреждениях вопрос здоровьесбережения становится главным. Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив тем, что отлично себя чувствует, получает удовлетворение от игры со своими сверстниками, стремится к самосовершенствованию. Каждый из нас может и должен сам обеспечить себе достаточно высокий уровень здоровья.
Публикация «Сохранение здоровья дошкольников с помощью физической культуры» размещена в разделах
Сегодня хорошо известно, что здоровье можно сохранить и приумножить лишь при соблюдении трех основных правил: активный двигательный режим и достаточный объем гимнастических упражнений, рациональное питание, режим дня и отказ от всякого рода вредных привычек. Научные исследования и практика подтверждают, что в эпоху научно-технической революции возник дефицит движений (состояние гипокинезии, что чрезвычайно отрицательно сказалось на здоровье человека. Малая двигательная активность, свойственная очень многим людям, особенно мужчинам, быстро разрушает организм, вызывает тяжелые изменения в сердечно-сосудистой системе, способствует появлению гипертонической болезни.
Что же нужно делать, чтобы сохранить и приумножить здоровье? Существуют разнообразные рецепты, которые способствуют сохранению и укрепления здоровья. Самый надежный, по мнению специалистов в области здоровья, – систематическое использование физических упражнений. Однако следует помнить, что эти же средства при неумелом и неправильном применении, игнорировании индивидуального подхода и дозирования нагрузки при оздоровительных занятиях могут нанести ущерб здоровью занимающихся. Справедливо в этой связи высказывание профессора Р. Г. Жбанкова: «В наше время нельзя считать себя культурным человеком, не умея ориентироваться в своем самочувствии, в функционировании различных систем своего организма, не умея сознательно воздействовать на эти функции средствами физической культуры».
Для этого в дошкольном учреждении необходимо приучать уже в раннем возрасте в игровой форме выполнять разнообразные физические упражнения с предметами и без них. Лучше всего начинать с простых упражнениях, учитывающих возрастные особенности, руководствуясь главным требованием «Не навреди». Воспитателям, инструктору по физической культуре необходимо помнить, что только систематическая тренировка с разумной дозировкой может принести желаемый результат. Если отдельные упражнения окажутся трудными для восприятия детьми, необходимо в игровой форме придумать другие упражнения с подбором музыкального сопровождения и учетом детского возраста. При постепенном увеличении нагрузок и систематических занятиях уже через несколько недель вы заметите, как у детей появились ощутимые перемены в их физическом состоянии. В настоящее время самым доступным для физического развития детей остается группа оздоровительных видов гимнастики.
Гигиеническая гимнастика оказывает положительное воздействие на психику человека, поддерживает его бодрость, создает хорошее настроение. Исключительно важное значение она имеет при переходе организма от пассивного состояния (сна) к активному, необходимому для рабочей деятельности. Утренняя гимнастика помогает активно включить в работу все органы и системы человека, заставить энергично сокращаться сердце, увеличить глубину дыхания и повысить обмен веществ, изменить тонус нервной системы. Основными средствами гигиенической гимнастики являются:
общеразвивающие упражнения;
прогулки на свежем воздухе;
массаж и самомассаж;
водные процедуры (обливание, обтирание, душ и т. д.)
Гигиеническую гимнастику проводят индивидуально, а также группами, следует выполнять ее ежедневно и систематически. При этом вначале следует выяснить объем и содержание упражнений, а затем расставить их в определенном порядке:
- первым и последним упражнением в комплексе должны быть упражнения на ощущение правильной осанки;
- вторым – упражнения оказывающее общее воздействие;
- следующим в комплексе включаются упражнения для разных групп мышц (рук, плечевого пояса, брюшного пресса, ног, выполняемые сериями;
- далее следуют 2–3 наиболее интенсивных и сложных упражнения для всех частей тела – как правило, это упражнения силового характера;
- в конце комплекса выполняются упражнения на дыхание.
Упражнения в комплексе повторяются 4–8 раз; упражнения для развития силы – до ощущения легкой усталости, а упражнения на гибкость – до появления легких болевых ощущений.
Для сохранения здоровья у дошкольников огромную роль играют подвижные игры, которые являются незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств, развития в игровой форме основных физических качеств, а также умственных способностей. В процессе игры выполняются разнообразные физические упражнения, формируется интерес ребенка к ним, укрепляется его здоровье. Выбор игр разнообразен. С учетом возрастных особенностей существует для каждой группы разнообразные подвижные игры. Таким образом, каждый дошкольник под контролем родителей может выбрать тот или иной уровень активности, вписав его в свой распорядок дня.
Усилить эффективность физических упражнений для дошкольников может свежий воздух, свет, музыка. В этой связи оздоровительная гимнастика, как важнейшая приоритетная часть профилактики, имеет исключительное значение, приводя в действие естественные резервные силы человека.
Список использованных источников
1. Фирсина Е. Г., воспитатель ГБОУ «Школа №2098 им. Героя Советского Союза Л. М. Доватора» СП «Дубравушка», Россия, г. Москва
2. Физическая культура для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в общеобразовательных организациях:/ И. Н. Тузов, С. А Фирсин, Т. Ю. Маскаева, В. М. Савченко: монография. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2020. – 216 с.
3. Фирсин С. А. Культура оздоровительно-рекреационной двигательной деятельности личности / С. А. Фирсин // Физическая культура и спорт : интеграция науки и практики: Материалы IX Международной конференции. – Ставрополь: Агрус, 2012. С. 203–205.
4. Фирсин С. А. Технология проведения адаптивных игр «ГТО-НИКА» для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции / С. А. Фирсин, Т. Ю. Маскаева, В. М. Савченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», № 11(189). – 2020. – С. 517–521.