Татьяна Кузьмина
Содержание воспитательно-образовательной работы по экономическому образованию детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Цель: помочь детям 5-6 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Публикация «Содержание воспитательно-образовательной работы по экономическому образованию детей 5–6 лет» размещена в разделах
Основные задачи: создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим предметным миром (миром вещей как результатом труда людей); содействовать формированию экономической культуры личности детей, развитию качеств человека- хозяина: бережливости, рациональности, экономности, трудолюбия и вместе с тем -щедрости, благородства, честности, отзывчивости, сочувствия.
Содержание работы
1. ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА (ТОВАР)
Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, (предпочитая профессии родителей данной группы).
Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги
Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью. Помогать взрослым.
Стимулировать деятельность «по интересам», проявления творчества и изобретательности.
Социально-коммуникативное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о труде взрослых, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека.
о положительной внешней оценке того, кто самостоятельно выполняет какое-либо дело, много умеет делать сам, без посторонней помощи, и помогает другим в выполнении того, чему научился сам;
о способах саморегуляции собственных действий (не торопиться, подумать, прежде чем что-то сказать или сделать, быть вежливым, сдержанным, не ссориться со сверстниками и др.).
о социальных ролях и поведении (люди в обществе, их труд, занятия, увлечения, отношения между людьми и др.).
Создание условий для приобретения опыта:
проявления самостоятельности детей в труде и других видах деятельности;
самостоятельной постановки цели, реализации замысла, отбора необходимых средств достижения цели, доведения начатого дела до завершения;
адекватного реагирования на внешнюю оценку действий, поступков, качеств;
проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
проявления и поддержания инициативы в совместной деятельности;
проявления чувства гордости за собственные успехи и достижения, успехи и достижения родителей, близких людей, друзей, педагогов.
бережного отношения к продуктам человеческой деятельности.
Познавательное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о содержании деятельности людей некоторых профессий, предпочитая профессии родителей данной группы;
о свойствах материалов (гладкий, шероховатый, прозрачный, хрупкий, упругий, водонепроницаемый, прочный).
Создание условий для приобретения опыта:
-активного участия в экспериментальной и исследовательской деятельности с усложнением действий по преобразованию объекта,
- различения людей разных профессий, проявления к ним уважительного отношения.
Речевое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о нормах и правилах речевого этикета
Создание условий для приобретения опыта:
понимания и употребления в собственной речи в процессе участия во всех видах детской деятельности слов, обозначающих разнообразные свойства и качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета, размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета, родовидовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
слов, необходимых для установления взаимоотношений с окружающими;
понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях - результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.).
слов, обозначающих материал, из которого сделан предмет (дерево, пластмасса, стекло);
качества предметов: форму, цвет (оттенки цвета, размер, пространственное расположение, способы использования и изменения предмета, родовидовые отношения объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков.
Художественно-эстетическое развитие
Создание условий для приобретения опыта:
положительного отношения к деятельности «по интересам», проявления творчества и изобретательности.
ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, восприятия музыки и музыкального исполнительства, активного использования разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей;
овладения средствами аппликации по мотивам мордовского, русского и татарского орнамента, в том числе вырезая элементы узора по готовой разметке из бумаги, сложенной вдвое, составляя узоры, наклеивая вырезанные элементы на основу;
изготовления простых игрушек для игр с водой, ветром.
Физическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о некоторых видах спорта, спортивных достижениях, олимпийских победах.
Создание условий для приобретения опыта:
осознанного выполнения движений;
свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования;
инициативного, активного, самостоятельного, произвольного осуществления всех видов и форм двигательной деятельности;
сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности с другими детьми, помощи друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, выражения поддержки достижений сверстников, сопереживания за общую победу в соревнованиях и эстафетах.
Ознакомление с родным краем
Обеспечение развития первичных представлений:
о составе семьи, родственниках, своей принадлежности к семье, гендерных и возрастных особенностях членов семьи;
о социальных ролях и поведении людей, живущих в родном городе (люди в обществе, труд, занятия, увлечения и т. п.);
о труде взрослых, его роли для процветания родного города, экономическом значении.
Создание условий для приобретения опыта:
творческого использования в играх представлений о родном городе;
проявления инициативности в ситуациях речевого общения на темы: «Заводы Рузаевки», «Рузаевка – город железнодорожников», «Моя Рузаевка» и др. ;
Содержание образовательной деятельности в части воспитания детей
Обеспечение развития первичных представлений:
о доступных детям видах труда взрослых, о явлениях и свойствах, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
Создание условий для приобретения опыта:
положительного отношения к их труду;
получения навыков, необходимых для трудовой деятельности;
элементарных навыков планирования и организации своей работы;
трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
2. ДЕНЬГИ (ЦЕНА. СТОИМОСТЬ)
Дать представление о том, какие бывают деньги ( России: рубли, валюта, деньги др. стран)
Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости
Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Социально-коммуникативное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о деньгах, как предмете жизненной необходимости;
о достатке, уровне жизни, показателе уровня жизни; богатстве и бедности;
этических аспектах торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п);
Создание условий для приобретения опыта:
планирования расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие в планировании предстоящих покупок.
Познавательное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о деньгах, как предмете жизненной необходимости
о деньгах как мере стоимости,
истории денег,
о деньгах, как средстве платежа, накоплений
о числах до 10, образовании чисел в пределах 10, о цифрах;
Создание условий для приобретения опыта:
Проявления интереса к деньгам разных стран, процессу обмена денег одной страны на деньги другой (валюты);
Речевое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о понятии «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле»
Создание условий для приобретения опыта:
согласовывать числительные в роде и числе;
составлять рассказ из собственного опыта, используя количественные числительные (два, три, пятьдесят и т. д.)
понимать и использовать в речи поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Художественно-эстетическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры);
Создание условий для приобретения опыта:
находить сходства и различия в денежных купюрах разных стран, одной страны;
создавать постройки из деталей конструкторов, моделировать по предложенной схеме
овладения средствами художественного труда, в том числе овладения способами и приёмами складывания квадратного листа бумаги (по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов)
Физическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
Создание условий для приобретения опыта:
перестраиваться в две-три колонны;
использовать считалки при выборе водящего в совместных играх
Ознакомление с родным краем
Обеспечение развития первичных представлений:
о бюджете своей семьи;
о богатстве, щедрости, о меценатах и спонсорах родного города.
Создание условий для приобретения опыта:
уточнять и закреплять понятия «цена», «ценник», «товары разной стоимости», «касса», «кассир», «продавцы» на экскурсиях в магазины города.
Содержание образовательной деятельности в части воспитания детей
Обеспечение развития первичных представлений:
о разумном поведении в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
о том, что деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).
3. РЕКЛАМА: ЖЕЛАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ
Поощрять у детей интерес, положительное и объективное отношение к рекламе
Дать представление о рекламе, о её назначении
Учить детей правильно воспринимать рекламу (Не покупай, все, что рекламируется. Прежде, чем купить-подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение.) Реклама может содержать необъективную информацию
Воспитывать разумные потребности.
Социально-коммуникативное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о рекламе как продукте деятельности людей разных профессий;
Создание условий для приобретения опыта:
положительного и объективного отношения к рекламе;
правильно воспринимать рекламу
Познавательное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о рекламе, её назначении («двигателе торговли»)
Создание условий для приобретения опыта:
различать рекламные уловки;
правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Речевое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о речевом оформлении рекламы
Создание условий для приобретения опыта:
подбирать рифмы к предложенным словам для составления рекламных продуктов
Художественно-эстетическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о ярких «пятнах» в рекламных продуктах;
Создание условий для приобретения опыта:
применения различных способов и приёмов рисования;
сочетания некоторых изобразительных материалов (гуашь и восковые мелки, уголь);
экспериментирования с красками, пластическими, природными и нетрадиционными материалами для реализации своих замыслов;
Физическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
Создание условий для приобретения опыта:
Ознакомление с родным краем
Обеспечение развития первичных представлений:
о рекламе как показателе благосостояния родного города
Создание условий для приобретения опыта:
находить разные виды рекламы на улицах родного города
называть продукцию предприятий города, представленных в рекламе
Содержание образовательной деятельности в части воспитания детей
Обеспечение развития первичных представлений:
о рекламе как «двигателе торговли» в первую очередь
Создание условий для приобретения опыта:
объективно относиться к рекламе;
отличать собственные потребности от навязанных рекламой
4. ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ-ТОЖЕ ЭКОНОМИКА
Воспитывать ум детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать зря- признаки недостойного поведения. Они осуждаются всеми (порча вещей, небрежность, жадность, леность, отсутствие желания трудиться, помогать тем, кто нуждается в помощи)
Формировать представление о том, что предметный (вещный) мир- это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к нему следует относиться с уважением.
Социально-коммуникативное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о своём, чужом и общем
правильном распределении семейных доходов
Создание условий для приобретения опыта:
соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым);
Познавательное развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о предметном мире- мире рукотворном;
о честном труде - в противоположность воровству, тунеядству.
Создание условий для приобретения опыта:
прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.)
Речевое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
о неряшливости, расточительности
Создание условий для приобретения опыта:
пересказывать художественные произведения по ролям, используя авторские выражения, объясняя поступки главных героев.
Художественно-эстетическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
Создание условий для приобретения опыта:
ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, восприятия музыки и музыкального исполнительства, активного использования разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей;
Бережного отношения к изобразительным средствам
Физическое развитие
Обеспечение развития первичных представлений:
Создание условий для приобретения опыта:
Ознакомление с родным краем
Обеспечение развития первичных представлений:
Создание условий для приобретения опыта:
Содержание образовательной деятельности в части воспитания детей
Обеспечение развития первичных представлений:
о вещах как предмете деятельности людей
Создание условий для приобретения опыта:
культурного поведения в быту, взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать зря- признаки недостойного поведения. Они осуждаются всеми (порча вещей, небрежность, жадность, леность, отсутствие желания трудиться, помогать тем, кто нуждается в помощи);
бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;
разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.