Елена Белова
Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве и окружающей жизни, формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, и оценивать красоту и выразительность музыки, создавать эстетические образы в музыкальной, игровой и художественной деятельности.
Публикация «Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой» размещена в разделах
Музыкально-эстетическое воспитание решает задачи развития и формирования интегративных качеств личности, связанных с эмоционально-чувственным и художественно-образным познанием музыкального искусства в сравнении с другими видами искусств и со способностью соотносить выразительность музыки с окружающей ребенка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.
Основные задачи музыкально-эстетического воспитания связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);
- расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;
- развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;
- овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально-игровой деятельности.
Наряду с общими задачами музыкально-эстетического воспитания дошкольников, при включении сказки в процесс воспитания решаются и частнопедагогические задачи:
1. Ознакомление детей с речевыми и музыкальными способами интонирования, используемыми для передачи эмоционально-смыслового содержания высказывания.
2. Освоение способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования для воплощения переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на воспринятое ими произведение. Закрепление способов вербального, пластического, вокального и инструментального интонирования в процессе комплексных занятий.
3. Осознание детьми своих эмоциональных переживаний, вызванных произведением, и воплощение их разными способами творческой деятельности.
4. Формирование детьми собственного «интонационного словаря» (Б. В. Асафьев) – интонации просьбы, грусти, жалобной интонации, интонации призыва, радости и др.
5. Сравнение своих переживаний, выраженных разными способами творческой деятельности, с эмоционально-смысловой интонацией музыкального произведения.
Методы и приемы руководства музыкальной игрой-сказкой выстраиваются в соответствии с логикой развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста:
- этап музыкально-образного уподобления, где через систему разнообразных ориентировочных действий развивается способность ребенка определять характер и настроение музыкального произведения;
- эмоционально-импровизационный этап, на котором развивается способность ребенка воплощать эмоциональное переживание, возникшее при восприятии музыки в выразительном движении, жесте, интонации, слове, в разнообразных видах музыкально-ритмической, изобразительной и художественно-речевой деятельности;
- эмоционально-смысловой этап, на котором развивается способность эмоционально-осмысленного переживания содержания музыки и сопоставления художественно-образного содержания произведений искусства с образами героев музыкальной игры-сказки.
При включении музыкальной игры-сказки в педагогический процесс выделяются этапы педагогического руководства.
Таким образом, подготовительный этап руководства музыкальной игрой-сказкой включает :
- первоначальное знакомство со сказкой;
- слушание фрагментов музыкальных произведений, включенных в содержание музыкальной игры-сказки;
- метод первоначальной ориентировки в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);
- метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению).
В ходе ознакомительного этапа работы по руководству музыкальной игрой-сказкой доминируют методы :
- уподобления характеру художественного образа ( разнообразные творческие действия ребенка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения);
- метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения (И. В. Груздова).
Поисково-творческий этап педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой предполагает опору на методы:
- словесные (эмоционально-выразительные пояснения характера художественного произведения, использование сравнений, метафор, слов-образов, создание словесного рисунка, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки);
- моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника);
- озвучивания интонации разными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) использовался для передачи ребенком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение;
- интерпретации и фантазирования, методы определения художественного контекста;
- методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности дошкольника).
Творческий этап работы включал такие методы, как:
- метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное, творчески-индивидуальное нахождение ребенком личностного смысла произведения);
- метод сопереживания (направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей);
- метод обобщения (направленный на сравнение ребенком эмоции пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией).
Последовательность этапов педагогического руководства музыкальной игрой-сказкой реализуется комплексом взаимосвязанных методов музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Идея применения музыкальной игры-сказки в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку – это один из подходов к решению проблемы музыкально-эстетического воспитания детей и формирования начал музыкально-эстетической культуры личности.