Татьяна Викторовна Зайцева
Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕРИАЛ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ :
«СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
«Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в первой младшей группе ДОУ»
1 слайд. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Публикация «Особенности педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в первой младшей группе» размещена в разделах
2 слайд. Игра – преобладающий вид самостоятельной деятельности дошкольника, занимающий центральное место в его жизни. Именно игре в отечественной педагогике и психологии отводится особая роль в развитии ребенка, так как в ней развиваются: - действия в представлении; - ориентация в отношениях между людьми; - первоначальные навыки кооперации. (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.)
3 слайд: Педагогический процесс детского сада включает в себя 2 составляющие:
- деятельность детей в условиях непосредственного руководства;
- контроль со стороны взрослого;
Это значит, что:
- Педагог должен понимать специфику сюжетно – ролевой игры детей, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов;
- Свободная сюжетно – ролевая игра – самая привлекательная для детей. В ней они испытывают ощущение свободы.
4 слайд: Развивающее значение сюжетно – ролевой игры : 1. Развитие психики (ощущение, восприятие, память) 2. Усвоение социального опыта. 3. Развивается способность понимать друг друга, вступать во взаимосвязь. 5 слайд: Классификация сюжетно – ролевых игр : – игры на бытовые темы; - тематические игры; - строительные ; - игры с общественной политической тематикой («Защитник Отечества», «Выборы»); театрализованные игры (с придумывание сюжета) .
6 слайд: Структура игровой деятельности. 1. Мотив 2. Тема 3. Сюжет В основе любой деятельности лежит мотивация. Изначально мотивом является само действие. Например, видит и хочет катать коляску). Тема – это область социальной действительности, которую ребенок изображает. Сюжет – развивается на основе знаний социальной действительности. В развитии сюжета лежит согласование ролей, должна быть атрибутика (материал).
7 слайд : Характеристика игровой деятельности : - наличие осознанной цели; - наличие способа, с помощью которого оно совершается (не только целью, но и предметные условия); - в процессе игры имеет место расхождения между целью и реальными действиями – действия с реальными предметами становятся действительностью (ручка – шприц); игровая роль является началом игры, ребенок берет на себя роль и он о ней должен все знать; - воображаемая ситуация; - игровой материал.
8 слайд: Методика руководства игрой (1 младшая группа). 1 этап: 1) Увлечь игровым действиям, главную роль берет на себя воспитатель; 2) Обучить игровым действиям : – внос игрушки, - показ, - рассматривание, - выполнение реальных действий; 3) Подключить несколько детей – обучить всем действиям всех детей (кормить, спать, гулять).
4) Показатель – дети переносят знакомые действия на другие игрушки. 2 этап. С середины года: - обучение игровым действиям с предметами – заместителями; - игра с воображаемыми предметами. Игра идет с подгруппой, но главная задача ориентировка друг на друга. Появление новой роли воспитатель берет на себя
9 слайд: Принципы организации сюжетно – ролевой игры направлены на формирование у детей игровых умений. Способов, которые позволяют им развертывать самостоятельную (индивидуальную и совместную) игру в соответствии с их желаниями и интересами.
На каждом возрастном этапе важно учитывать принципы, организации сюжетно – ролевой игры.
10слайд: Три принципа.
Первый принцип : овладение детьми игровыми умениями. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом важным моментом является успешность «втягивания» детей в мир игры, где воспитатель занимает позицию «играющего партнера». Ребенок не чувствует давления взрослого, которому надо подчинятся, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» - партнера.
Принцип второй: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Современные исследования в области педагогики и психологии показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить их вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип.
Принцип третий: При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства это необходимо осуществлять. Данный принцип обеспечивает и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. При этом воспитатель должен опираться на основное средство в формировании игровых умений у детей – это сюжет игры (его тематику и построение). Полноценное развитие игры дошкольников во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Все принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых умений, способов, которые позволяет им развертывать самостоятельную (индивидуальную и совместную) игру в соответствии с их желаниями и интересами.
!К 3 – 3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры : (к слайду 11)
11слайд: - умение осуществлять разнообразные игровые действия; - умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметами – заместителями и воображаемым предметом; - умение связывать 2 – 3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их; - умение продолжать по смыслу действие. Начатое партнером – взрослым, а затем сверстником.
12 слайд: Решая задачи организации сюжетно – ролевой игры, педагогу важно : - четко знать, что в любом возрасте дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для сюжетной игры, игрушками; - учитывать возраст детей, их уровень развития, имеющийся у каждого воспитанника опыт жизни в д/с и опыт, приобретенный в семье; - осуществлять формирование сюжетной игры на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации условий для детей с целью их элементарного предметного взаимодействия друг с другом. Наиболее удобное время для организации сюжетной игры является время перед полдником или после него. Предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, воспитатель уделяет время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений. Например, (ребенок внимательно наблюдает за игрой взрослого : один подходит к нему, другие «замирают» на месте, следят за действиями взрослого. Если кто –то занят из детей собственной игрой, не надо настаивать, чтобы он ее прекратил. Игра воспитателя с 1- 2 детьми должна занимать не более 7 – 10 минут. На 3 году жизни ребенок, не отвлекаясь, играть до 30 – 40 минут.).
13 слайд: Формирование простейшего взаимодействия между детьми можно начинать, используя предметы, стимулирующие детей к взаимоподражательным зеркальным действиям, направленным друг на друга. Например, воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамейки, сам встает у другого и обращается к ребенку: «Давай поиграем! Будем катать мяч». Взрослый прокатывает мяч по скамейке к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты мне!»
14 слайд: Переключить детей на партнеров – сверстников, поможет пример – показ двоих взрослых или старших детей. Воспитатель может покатать мяч вдвоем с няней: «Посмотрите, как мы поиграем с …Кто теперь так хочет поиграть или пригласить детей из старшей группы и попросит их показать, как катать мяч вдвоем. Для детей важна помощь воспитателя на начальной стадии их взаимодействия (в выборе места, предмета для игры, в обращении внимания детей друг на друга).
15 слайд: Организация совместных предметных действий дает быстрый положительный результат. Изменяется эмоциональная атмосфера в группе. Исчезают слезы и крик, редкими становятся ссоры из – за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.
16слайд: Спасибо за внимание!