Елена Фоменко
«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель:
Успешное усвоение программных задач (ознакомление с множеством, числом, формой, величиной) овладение математической терминологией (цифра, знак, геометрическая фигура, величина) получение знаний, умений, навыков обучения способом их самостоятельного постижения.
Задачи:
формировать представление о числе,
Публикация «„Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
формировать геометрические представления,
формировать представления о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях,
развивать сенсорные возможности,
формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения разных величин,
развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин,
развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления
Работая в дошкольном образовательном учреждении, все мы очень хотим и всячески стремимся к тому, чтобы наши воспитанники были как можно больше похожи на «идеальных детей»
ИДЕАЛ – это дети:
- имеющие высокую познавательную мотивацию;
- свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и общении;
- имеющие чувство собственного достоинства и способные уважать других;
- эмоционально отзывчивые на состояния других людей и живых существ, а также на красоту окружающего мира и произведений искусства;
- открытые для общения друг с другом и со взрослыми;
- подготовленные к жизни и учебе в следующей социальной ситуации развития – школе.
Важными показателями умственного развития ребенка к концу дошкольного возраста являются :
- сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества;
- овладение умениями классифицировать, обобщать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.
Вот это тот ИКР – идеальный конечный результат, к которому мы все стремимся. И все мы понимаем, что достичь его только с помощью организованных обучающих занятий невозможно. Необходима индивидуальная работа, которая способствует организации наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений, навыков.
Индивидуальная работа проводится с учетом личностных, социально-психических свойств детей данного возраста, а также особенностей интеллектуального развития.
Индивидуальные занятия должны проходить в индивидуальном темпе, учитывая особенности каждого ребенка.
Важны приемы, позволяющие обеспечивать мотивацию индивидуальных занятий :
- сенсорная привлекательность наглядных пособий и индивидуальных дидактических материалов. Используемый дидактический материал должен быть понятен и доступен ребенку, должен побуждать положительные эмоции, вызывать желание выполнить задание (счетный материал ребенок выбирает сам; карточки с цифрами раскрашивает как хочет, сам выбирает цвет);
- создание «ситуации успеха» у отстающих детей на занятии, для этого с новым материалом их следует знакомить раньше, чем остальных детей, тем самым – повышаем их активность на занятии, способствуем развитию чувства уверенности в себе, самооценка – повышается, появляется осознание собственной ценности;
- индивидуальные занятия предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым, а не соревнование и поиск ошибок у ребенка;
- нетравмирующая оценка, положительная, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать, узнать. Допустимо только сравнение результатов деятельности ребенка с его собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей. В старшем возрасте возможно сравнение работы ребенка с эталонной.
Система игр и дидактических упражнений для индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
количество и счёт
Индивидуальная, совместная деятельность
«Точечки» (Никитин)
«Стосчет» (Зайцев)
«Сотня» (Никитин)
«Волшебный математический зонт»
«Почтальон-вычислитель» (Зак А.)
(развитие навыков устного счета)
«Раскрась соответственно цифрам»
«Палочки Кюизенера»
«Засели домик» (состав числа)
«Найди пару» (состав числа)
«Заполни пропуски»
Рисование и лепка цифр
Игры с кубиком (делать ходы в соответствии с количеством выпавших очков)
«Ритмические диктанты» (простучи ритм, вырази его как цепочку длинных и коротких палочек (больших и маленьких фигур).
Прогулка
Сколько лепестков у цветочка?
(сирень – 4, незабудка – 5, лилия – 6)
Сколько этажей в доме?
Сколько машин на парковке?
Которая по счету красная машина?
Кто идет первым (четвертым?
Кто идет за Лерой?
Которым по счету идет Максим?
Сколько детей было на прогулке? (счет предметов по парам – варежки на батарее, сапоги под батареей)
Сравнение по количеству группы предметов (шишки, камешки) пересчетом, установлением взаимооднозначного соответствия.
Игры с мячом
- назови по порядку,
-«больше пяти», «меньше восьми».
Форма
Индивидуальная, совместная деятельность
«Геометрическая мозаика» (овал, кружок)
- выкладывание по образцу (на образце, на столе)
- выкладывание по замыслу
- выкладывание орнаментов из геометрических фигур.
Рисунки из геометрических фигур.
Из каких геометрических фигур состоит изображение?
- квадраты раскрась синим цветом, круги – желтым.
«Сложи квадрат» (Никитин)
«Танграм», «Головоломка Пифагора», «Пентамино» (плоскостное моделирование).
«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» (Никитин).
Прогулка
Найдите предметы, похожие по форме на треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Выложи из веточек, камешков треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Чем похожи фигуры? Чем они отличаются?
Нарисуй на асфальте, песке геометрические фигуры.
Величина.
Индивидуальная, совместная деятельность
Конструирование из различных видов конструкторов (высокие – низкие башни).
Составление гусениц из геометрической мозаики (длинная – короткая, снеговиков (из больших и маленьких кругов).
Прогулка
Какая палочка длиннее - короче? Толще – тоньше?
Разложи палочки по порядку.
Найди место палочке.
Какое дерево самое высокое (низкое?
Какой снеговик выше – ниже? (из больших (маленьких) комков)
Сравнение опавших листьев.
При одевании на прогулку: чей шарф длиннее – короче, шире – уже?
Сравнение ведерок с песком
- одинаковые по форме, но по-разному наполненные;
- разные емкости и мерный сосуд.
Ориентировка в пространстве
Индивидуальная, совместная деятельность
Графические диктанты
Рисование по клеточкам
Игра «Муха»
Игра «Паучок»
«Где находится предмет? (мяч – коробка (в, на, за, под)
«Просвет» (Зак А.) (развитие пространственного мышления,
«Волшебный квадрат» (Воскобович,
«Прозрачный квадрат» (Воскобович).
Прогулка
Что где находится?
Впереди – сзади
Слева – справа
Вверху – внизу
«Добавь слово»
Стол стоит (позади)
Песочница (справа)
«Сколько шагов до…»(развитие глазомера)
«Разложи игрушки»
(Мячик положи справа от машины, слева от лопатки)
Игры с планами (движение в указанном направлении).
Ориентировка во времени
Индивидуальная, совместная деятельность
«Разложи по порядку» (что было сначала, что произошло потом).
«Когда это бывает?» (сопоставление картинок с частями суток).
«Режим дня».
Прогулка
Определи время суток по явлениям природы (светит ярко солнце – день, стемнело – вечер).