юлия ф
Конспект ООД «Мастера и рукодельницы» в социокультурной категории «Традиции дела» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать
Технологическая карта ООД
Программа: «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Фома организации: организованная образовательная деятельность
Учебное пособие:
Тема осваиваемо социокультурной категории –«Традиции дела».
Тема ООД - «Мастера и рукодельницы» (Социально - коммуникативное развитие).
Публикация «Конспект ООД „Мастера и рукодельницы“ в социокультурной категории „Традиции дела“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие + познавательное развитие + речевое развитие + психофизическое развитие.
Цель: первоначальное ознакомление детей с социокультурной категорией «Традиции Дела»
Задачи:
Образовательные: Помочь детям освоить и раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»,
Формировать представления детей о профессиях, результатах их труда, о качествах трудолюбивого человека.
Развивающие: Развивать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.
Развивать навыки работы в паре, умение приходить к общему решению.
Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря детей лексикой по теме «Мастера и рукодельницы».
Способствовать развитию навыков речевого общения в совместной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать уважение к людям труда и бережного отношения к результатам труда.
Воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками.
Виды образовательной деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, познавательная, музыкально- художественная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая 10-12 детей (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность) и работа в парах (совместная деятельность ребенок и ребенок).
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа, разговор в ресурсном круге, пальчиковая игра, музыкальная игра, работа в парах.
Предварительная работа
1. Чтение отрывков из книги «Русский Север», «Сколько братьев у нашего дома», Евгений Осетров «Краса не наглядная», «Александр Наворотский «О кузнецах и кузницах», Елена Анторопова «Северный клубок».
2. Разучивание стихов и песен Пинежских поэтов и композиторов.
3. Чтение детям литературно-художественных произведений из книги № 4 для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» (под общей редакцией И. А. Кузьмина).
7. Занятие по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему «Мастерство народных рук».
Список литературы:
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Москва - издательство «Мозайка –Синтез» 2011г.
2. Евгений Осетров «Краса не наглядная», Москва- 2005г.
3. Елена Анторопова «Северный клубок». Москва -2011г.
4. Н. Г. Метельская «100 физкультминуток», Москва «Творческий центр» 2008.
5. Книги 4 для развития детей 6-7 лет «Мастера и рукодельницы» (под общей редакцией И. А. Кузьмина).
6. Т. Д. Пашкевич «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет» - Волгоград : Учитель, 2012- 123с.
7. «Истоки -2», «Истоки –среда»,- методические материалы в методическом кабинете ДОУ (в электронном варианте)
8. «Истоковедение» т. 5- 11 Москва «Издательский дом истоки», 2014г (в электронном варианте)
9. Энциклопедия -«Русский Север».
Ход организованной образовательной деятельности.
Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
Организационный момент
-«Добрый день гости желанные,
Милости просим к нам в гости».
Воспитатель: - Нету, в горнице моей, детей, позову, я их скорей.
-Ребятушки, детушки, проходите, посмотрите, сколько нам пришло гостей, ---Давайте поздороваемся,
Дети -Здравствуйте, гости дорогие.
Присоединение к теме.
Воспитатель: проходите в горницу и присаживайтесь на лавочку
Дети под музыкальное сопровождение проходят, садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка).
Воспитатель: - Посидим рядком поговорим ладком.
Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети сидят на лавочке вокруг экрана.
По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:
Воспитатель: В старину на Руси стояли бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
-Столетиями жители этих деревушек
-работали в поле
-и на огороде,, занимались ловлей рыбы, сбором ягод и грибов, 7,пекли пироги в жарких русских печах.
Тяжелой была эта жизнь, и не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!
-Дома расписывали узорами,
- Украшали окна деревянной резьбой.
-Мастерили посудины.
-шили
-плели кружева,
-Вышивали на полотенцах
Все это они мастерили своими руками, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение».
Красота, нашедшая отклик в человеческом сердце, не умирает, а живет в памяти людей, передается из поколения в поколение.
И в наше время можно услышать, как люди говорят «Вот так рукодельница?», «Ай да мастер!»
2. Вторая часть (совместная деятельность). Разговор в круге.
Воспитатель: Дети, а Кто такая рукодельница?
Дети: (Кто шьет, вяжет, вышивает,.)
Воспитатель: Молодцы, рукодельница это мастерица по рукоделию.
Мастерицы - рукодельницы зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, ткали, пряли, шили, вышивали, вязали.
Все это нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет.
Давайте попробуем стать рукодельницами, представьте, что у вас в руках игла.
Пальчиковая игра «Иголочка»
Вышивает, шьет иголка, (имитируют шитье иголкой, соединив средний и большой Пальцу больно, пальцу колко, палец и колют средний палец другой руки)
А наперсток в тот же миг (имитируют надевание на палец наперстка).
К рукодельнице на пальчик прыг :
«Говорит иголке шей (грозят пальцем.)
А колоться ты не смей»
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: На Руси были и умельцы, про которых говорили: «Вот так мастер»
А кто такой мастер?
Дети: – ответы детей
Воспитатель: Мастер — это человек, достигший высокого искусства в своем свое деле в своей профессии.
если он часовщик – мастер, то он отлично разбирается в часах, быстро найдет поломку, качественно выполнит ремонт.
Если он учитель, то он легко и понятно объясняет ученикам тему урока.
Если он плотник, то он сделает красивую и качественную мебель.
Воспитатель: «Мастер своего дела».
Как вы это понимаете?
Дети: ответы…
Воспитатель: Когда человек является мастером в своем деле, то это значит, что он всегда и везде будет достигать прекрасных результатов в области своей профессии и своих знаний. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят : «Он работает с душой».
Быть мастером своего дела, значит, достичь совершенства в какой либо профессии, и любить свою профессию.
Воспитатель: Кто хочет рассказать, кем хочет стать, когда вырастет?
Дети: ответы…
Воспитатель: Молодцы, интересные профессии вы выбрали.
Дети, подумайте, мастерам какой профессии необходимы эти орудия труда?
Дидактическая игра «Отгадай загадки» (каждая отгадка открывается и комментируется после ответа детей)
У конька, у горбунка –
Деревянные бока,
У него из-под копыт
Стружка белая летит.
(рубанок)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(краски и кисть)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка с ниткой)
Ни минуты не молчал,
Все стучал, стучал, стучал.
(молот)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет заливается.
А как называется?
(скрипка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Мастера и рукодельницы не только работали, но отдыхали, давайте отдохнем.
-Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть.
Физкультминутка Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен»
(Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова)
«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам».
Активное занятие. Работа в паре «Мастера и рукодельницы»
1. Подготовительный этап. Столы расставлены по кругу. Детям предлагаем сесть за столы так, чтобы дети сидели парами.
Воспитатель: вот мы и отдохнули, а теперь присаживайтесь за столы.
Сегодня мы много говорили о мастерах и рукодельницах. И мы с вами убедились, что с любовью выполненная работа мастерами и рукодельницами радует и греет душу.
2. Индивидуальный этап
Воспитатель: - Дети, откройте, пожалуйста, книгу на странице 17 теперь каждый из вас будет выполнять задания самостоятельно. Посмотрите на них внимательно: в левой половине листа - иллюстрации с профессиями, в правой – иллюстрации с результатами их труда.
Вам предлагается соединить линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу. Приступайте к самостоятельной работе. На это вам дается три минуты (Время отслеживается по песочным часам).
3. Работа в паре
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам выполнить эту работу в паре. Переверните страницу. Внимательно рассмотрите ее, послушайте друг друга и придите к совместному решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Договоритесь и решите в паре, кто будет рассказывать о проделанной работе. Ответ, начиная со слов «Мы решили…» На эту работу вам дается еще 3 минуты.
Парная работа детей :
Дети выполняют работу в паре, делегируют друг другу право на высказывание, представляют результаты парного тренинга.
4. Экспертная оценка
Воспитатель:
- Дорогие дети! Спасибо вам за дужную работу. Мне было очень приятно видеть, как вы общались, договаривались и приходили к единому мнению. Проверьте, свою работу. (Оценка воспитателя с опорой на наглядность)
Воспитатель:
1. Кузнец может проявить свое мастерство даже в таком деле, как изготовление подковы для лошади.
2. Кружевница – рукодельница, плетущая кружева.
3. Художник – пишет красивые картины.
4. Столяр – мастер по дереву, он создает красивую мебель.
5– шьет нарядные рубашки.
6– строит просторный дом
7. Повар – печет вкусные пироги.
Недаром говорится: «Дело мастера боится».
3. Третья часть НОД. (слайд 28) Рефлексия. Дети стоят в кругу и отвечают Слайд 26
Воспитатель: Мне сегодня понравились мои гости, мы сегодня с вами много говорили о мастерах и рукодельницах.
В будущем каждый из вас выберет свою профессию.
Я сделала свой выбор я воспитатель, я добрый воспитатель.
А ребенок (имя ребенка) будет…
Дети: дети называют профессии и их качества….
Денис- Я внимательный водитель… и др.
Молодцы, хорошие профессии вы выбрали, и каждый из вас будет «Мастером своего дела».
-Ну, вот мы и посидели рядком, и поговорили ладком.
- Вам понравилось у меня в гостях.
-А теперь нам пора прощаться, давайте скажем все до свидания.