Папки-передвижки

Социальный эксперимент, его виды, требования к организации

Ахметова Мадина
Социальный эксперимент, его виды, требования к организации
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Введение 3

1. Понятие социального эксперимента 5

2. Виды социальных экспериментов 7

3. Требования к организации социального эксперимента 9

Заключение 13

Список использованной литературы 15

Введение

Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную [1].

Публикация «Социальный эксперимент, его виды, требования к организации» размещена в разделах

Выстраивание структуры экспериментального исследования осуществляется в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями, во-первых, демонстрируя регулярный характер появления события – «отклика» после предшествующего по времени события-воздействия и, во-вторых, исключая посредством особых приемов экспериментальной изоляции и контроля альтернативные объяснения появления «отклика» с помощью посторонних влияний и конкурирующих каузальных гипотез.

Получаемые в ходе экспериментального исследования сведения являются, по своей сути, наилучшим «статистическим доказательством» наличия причинной-следственной связи между воздействием и откликом на воздействие, либо, говоря научными терминами, между независимой и зависимой переменными.

Социальный эксперимент – (англ. experiment social; нем. Experiment soziales) это метод научного познания социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования.

В науке социальный эксперимент впервые начал применяться в 20—х гг. XX века при изучении групповой психики (в частности, взаимодействия группы и индивида, социологических и экономических проблем труда на небольших производствах, в коллективах. Социальный эксперимент сегодня имеет широкое применение во многих сферах человеческой деятельности. Его применяют в научных исследованиях политической, экономической, образовательной и иных областей. Таким образом, широта применения метода социального эксперимента обуславливает актуальность темы текущего реферативного исследования.

Цель представленной работы состоит в многоаспектном изучении метода социального эксперимента.

Задачи реферата:

изучить понятие социального эксперимента;

определить виды социальных экспериментов;

рассмотреть требования к организации социального эксперимента.

Теоретической основой реферата выступили труды таких авторов, как Г. И. Климантова, А. И. Кравченко, К. М. Оганян, Е. В. Тихонова и др.

Структура реферативного исследования обусловлена его целью и задачами, и состоит из введения, основной части, включающей в себя три раздела, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие социального эксперимента

Под экспериментом понимается некий способ исследования, который связан с контролируемым взаимодействием исследуемого объекта и наблюдателя в заранее заданных условиях.

Эксперимент отличается от любого другого метода именно тем, что в нем можно получить информацию в искусственно созданной обстановке.

Разделяют два вида эксперимента :

естественно—научный, объектом которого выступает весь материальный мир; в процессе естественнонаучного эксперимента часто прибегают к физическому моделированию исследуемого объекта и создают для него различные управляемые условия;

социальный эксперимент, который представляет собой совместную деятельность всех испытуемых и ведущего (социолога) и направлен такой эксперимент на исследование особенностей взаимоотношения в какой—либо социальной группе или на исследование особенностей отдельной личности [1].

Помимо простого социального эксперимента можно говорить о таком, в котором изучаются причины и динамика конфликта, а потому в нем со стороны экспериментаторов используется насилие в разных формах.

В 1970—х гг. исследователями был проведен социальный эксперимент, когда люди, находящиеся в супермаркетах, магазинах, подвергались насилию (их толкали сзади, после чего оценивалась реакция людей. Так, одни группы «покупателей» были вежливыми, и не применяли насилия в ответ, иные показывали безразличие к ситуации, а некоторые отвечали открытой агрессией. Полученные в ходе данного эксперимента выводы применялись в дальнейшем при социально-психологическом исследовании феноменов человеческой агрессии и фрустрации в различных ситуация и в целом [3].

Итак, социальный (социологический) эксперимент — это определенный метод сбора и анализа данных, с помощью которого можно проверить наличие или отсутствие гипотез о существующих причинно—следственных связях между различными социальными явлениями.

Выделяют несколько основных признаков социального эксперимента.

Исследователь (экспериментатор, ведущий) играет важную роль, непосредственно вмешиваясь в процесс исследования. Обычно этот человек представляет собой социолога или специалиста по психологии.

Относительно изолированный экспериментальный фактор, а также его вариация или возможное сочетание с другими факторами должны быть введены максимально планомерно.

За всеми детерминирующими факторами исследователь или его помощники должны вести планомерный контроль.

Все изменения зависимых переменных должны быть сведены к изменениям переменных независимых.

Можно представить социальный эксперимент как сочетание четырех условий, а именно экспериментатора, экспериментуемого (объект эксперимента, экспериментальной ситуации и экспериментального фактора.

В роли экспериментатора выступает, как правило, исследователь или их группа, которые непосредственно занимаются разработкой и проведением своего исследования.

В роли экспериментального объекта может быть любая группа лиц, которые приняли приглашение поучаствовать в эксперименте [3].

Сама экспериментальная ситуация – это некая ситуация, созданная искусственно, но часто повторяющая реальные события, в которой участвует объект исследования и которая отвечает всем целям и задачам исследования.

Наконец, экспериментальный фактор, который также называют независимой переменной, это некая система условий, которые вводятся исследователей. Независимая переменная должна обладать определенными качествами: быть управляемой и контролируемой.

Говоря о достоинствах социального эксперимента, можно отметить, что с помощью этого метода можно очень четко определить причинно-следственные связи между социальными объектами. К недостаткам метода относятся сложность и достаточно высокая стоимость проведения эксперимента.

2. Виды социальных экспериментов

Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре.

По характеру экспериментальной ситуации  эксперименты подразделяются на полевые (объект находится в привычных, естественных условиях) и лабораторные (искусственное формирование групп, помещение их в специально создаваемые условия).

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты.

При линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа, являющейся и контрольной (в первоначальном состоянии, и экспериментальной (в состоянии после эксперимента).

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть одинаков по контрольным и нейтральным характеристикам, причем, характеристики в контрольной группе остаются постоянными, а в экспериментальной – изменяются. По окончании эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются. Затем делаются заключения о причинах и объемах положительных или отрицательных изменений в объекте исследования [5].

Сама логика построения и осуществления социального эксперимента может быть представлена следующей структурой:

1. Определение цели проводимого социального эксперимента.

2. Выбор объекта (контрольной и экспериментальной групп).

3. Определение предмета предстоящего исследования.

4. Выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков.

5. Определение условий эксперимента, выборка и формирование экспериментальной группы.

6. Определение задач социального эксперимента.

7. Выбор способов контроля протекания социального эксперимента.

8. Определение методов проверки эффективности социального эксперимента и их практическая реализация [4].

Логика эксперимента всегда подчинена поиску причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса.

Типологизация социальных экспериментов представлена в таблице 1. 

Таблица 1 – Типы социальных экспериментов [4]

Основные деления

Типы

I. Специфика задач.

1. Научно—исследовательские;

2. Практические.

II. Характер экспериментальной ситуации.

1. Полевые;

2. Лабораторные.

III. Логическая структура доказательства гипотезы.

1. Параллельные;

2. Последовательные.

IV. Характер объекта.

1. Социальный;

2. Педагогический;

3. Экономический и т. д.

 

Приведем пример социального эксперимента в области физической культуры и спорта.

Цель эксперимента – выявить влияние различных стилей руководства деятельностью студентов (авторитарного и демократичного) на занятиях по физическому воспитанию на их двигательную активность. Контрольная и экспериментальная группы организовывались с учетом цели и задач исследования. Предмет исследования – эффективность занятий по физическому воспитанию в условиях различного стиля руководства деятельностью студентов. Контрольными характеристиками в данном исследовании выступает уровень двигательной активности студентов на занятиях, факторными – различные стили руководства. Нейтральными могут выступать качество выполнения двигательных действий. Экспериментальная ситуация задается проведением занятий в контрольной и экспериментальной группах различными стилями руководства.

Гипотезой, положенной в основание данного социального эксперимента, явилось предположение о том, что применение демократического стиля руководства деятельностью студентов на занятиях по физическому воспитанию, предусматривающего некоторую свободу выбора видов двигательной активности, приведет к повышению двигательной активности.

Проверка гипотезы в данном случае осуществлялась путем определения моторной плотности занятий.

В заключение отметим, что современная практика показывает, что все виды экспериментальных исследований являются надежным методом сбора информации и научного анализа.

3. Требования к организации социального эксперимента

В социальной работе в качестве объектов эксперимента отбираются группы, идентичные по составу.

Идентичность экспериментальной и контрольной группы можно достичь следующим образом:

попарное выравнивание социальных объектов по значимым переменным, выбранным до проведения эксперимента; выравнивание происходит путем подбора для каждого объекта из экспериментальной группы соответствующего идентичного объекта из контрольной группы (возраст, пол, образование, специальность и т. д.);

выравнивание частотных распределений;

рандомизация — случайное распределение объектов по группам, убирает систематические отличия по всем признакам в группах [2].

При рандомизации весь массив объектов перемешивают и равновероятно делят. При этом должна быть одинаковая вероятность попадания объекта в экспериментальную или контрольную группу. Для этого отбор в группы осуществляют при помощи таблиц случайных чисел.

Рандомизация применяется, когда нет возможности точно установить, что между группами различия контролируются по значимым признакам.

Для определения производимого экспериментальной переменой эффекта, проводят по несколько замеров в обеих группах.

Претест – предварительный замер, проводится до начала воздействия рассматриваемой переменной на экспериментальную группу. Различия между значениями зависимой переменной в экспериментальной и контрольной группах должны быть минимальными [2].

После воздействия определенного стимула на экспериментальную группу, проводят в обеих группах замеры.

Если в экспериментальной группе значение зависимой переменной статистически значимо от значения протеста, статистически значимо превышает его значение в контрольной группе, то делают вывод о том, что переменная—стимул и переменная—реакция связаны между собой. Гипотеза принимается как не опровергнутая или опровергается.

Анализ корреляций лучше всего использовать для поиска тесных зависимостей, после чего выбирать из них те гипотез, которые нуждаются в дополнительной валидизации.

Для установления ковариации до и после использования независимой переменной замеряются значения зависимой переменой (группа сравнивается сама с собой). Или, данные по группе, где использовалась независимая переменная, сравнивают сданными, где она не применялась сравнивается экспериментальная группа и контрольная).

Для утверждения о причинной зависимости между переменными соблюдаются следующие условия:

причина должна предшествовать следствию, эффект наблюдается после использования экспериментальной переменной;

статистическая зависимость одного признака от другого;

возникновение признака-следствия должно быть тесно связано только с экспериментальным признаком [5].

Сложной методической и этической проблемой выступает распределение испытуемых по группам. На результат эксперимента может существенно повлиять сообщение человеку, что он включен в контрольную группу.

Если испытуемым не сообщать о замысле исследования, то могут проявиться этические сложности, связанные с тем, что индивид становится объектом манипуляции. В социальной исследовательской работе факт манипулирования людьми неизбежен.

Чаще всего испытуемые не должны знать реальные гипотезы исследователей. В полевом эксперименте предусматривается существование «легенды», которая скрывает истинные намерения экспериментатора.

В социологических исследованиях отсутствуют схемы, выступающие основанием для анализа значимости переменных. Для испытуемых значительными параметрами могут оказаться те, которые экспериментатором серьезно не воспринимаются.

Очень сложно, но необходимо проконтролировать все значимые переменные. С этой целью исследователь создает исходя из собственных теоретических представлений измерительные конфигурации. Сравнение позволяет установить между группами различия. Манипуляции с объектами эксперимента помогают включить в вывод суждения о причинной зависимости между переменными.

Заключение

Таким образом, по итогам проведённого реферативного исследования можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в качестве эксперимента необходимо понимать метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Основная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной социальной группы (или групп) и помещения ее в экспериментальную ситуацию, т. е. под воздействие определенных социальных факторов. В ходе социального эксперимента прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.

Результаты эксперимента в значительной мере зависят таких факторов, как уровень и грамотность организации, планирования и создания соответствующих условий для его проведения.

Метод эксперимента, что немаловажно, является основным в психологии. Его основное достоинство перед иными методами заключается в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента также считается социологами и психологами самым надежным средством получения возможной информации.

Социальный эксперимент имеет тесную взаимосвязь с теорией проводимого исследования. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют эксперимент.

Различают две разновидности психологического эксперимента : естественный ( он базируется на управлении поведением исследуемых в естественных условиях: создаются специальные экспериментальные условия, которые не поднимают обычного хода событий); лабораторный (предусматривает проведение исследования в искусственных условиях, с использованием измерительной аппаратуры, приборов и другого экспериментального материала).

Применение экспериментального метода требует соблюдения ряда определённых требований к постановке цели, планированию, выдвижению гипотезы исследования и выборки исследуемой группы индивидов.

Список использованной литературы

Климантова, Г. И. Методология и методы социологического исследования : Учебник / Г. И. Климантова. — М. : Дашков и К, 2015. — 256 c.

Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований : Учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 828 c.

Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для вузов / К. М. Оганян. — 3—е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 299 с.

Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социального исследования : Тематический словарь—справочник / Под ред. Тощенко Ж. Т. — М. : Юнити, 2018. — 256 c.

Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования : Учебник / Е. В. Тихонова. — М. : Academia, 2018. — 288 c.

Публикации по теме:

Требования к предметному содержанию развивающей ППСТребования к предметному содержанию развивающей ППС Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие.

Фоторепортаж «Есть такая профессия — социальный работник»Фоторепортаж «Есть такая профессия — социальный работник» Есть такая профессия - социальный работник. Фоторепортаж Есть такая профессия - Социальный работник. Это значит о ком-то, В постоянной.

Консультация для родителей «Требования к отбору упражнений»Консультация для родителей «Требования к отбору упражнений» Консультация для родителей"Требования к отбору упражнений"Упражнения должны быть простыми, преимущественно для мышц рук, плечевого пояса.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Социальный проект для подростков 12–17 лет «Курение — опасно для здоровья» Цель: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Социальный проект «Виртуальное путешествие по окружающему миру» для детей с УО Аннотация проекта Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальный эксперимент, его виды, требования к организации
Опубликовано: 22 мая 2024 в 11:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальный эксперимент, его виды, требования к организации» (включая файлы) размещена пользователем Ахметова Мадина (УИ 1759535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД