Наталья Владиславовна Тарасова
Социальный проект «Виртуальное путешествие по окружающему миру» для детей с УО
▼ Скачать +Заказ
Аннотация проекта
Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения.
Публикация «Социальный проект „Виртуальное путешествие по окружающему миру“ для детей с УО» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Современная олигофренопедагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения в дальнейшем в школе всего цикла природоведческих дисциплин. Естественно, что при обсуждении проблем коррекционного развития умственно отсталых детей возникает вопрос о возможности формирования их миропонимания, которое бы соответствовало уровню современных представлений об окружающем мире. Развитие представления о целостности картины мира имеет ряд этапов (как и любой процесс развития, одним из которых является наличие предпосылок для начала этого процесса.
В данном случае возникает проблема изучения состояния у умственно отсталых учащихся, элементарных представлений об окружающем мире, складывающихся в непосредственном житейском опыте, а также в ходе их обучения.
Актуальность этого проекта определяется важностью разработки проблем экологического и эстетического воспитания детей с умеренной умственной отсталостью и необходимостью использования дидактических игр эколого-эстетического содержания в этом процессе с использованием компьютера.
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Наша задача состоит в том, чтобы, опираясь на эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира, формировать представление детей о природе, дать основы знаний о единстве и разнообразии природы, постоянных изменениях и развитии, о целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, помочь ребёнку сформировать целостное представление об окружающем мире и месте в нём человека, показать двустороннюю связь взаимоотношений человека и природы через компьютер.
Цели проекта :
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе через компьютер;
развитие умений наблюдать, анализировать, характеризовать объекты окружающего мира;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности;
адаптация функциональных систем организма ребенка к новым условиям в связи с компьютерной деятельностью.
Правила успешности проектной деятельности :
В команде нет лидеров. Все дети равны.
Все члены проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектные задания.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены проекта, выполняющие проектное задание.
План реализации проекта
№
п/п Наименование мероприятия Срок проведения Примечание
1 Подбор материала. Разработка проекта Сентябрь 2011 г.
2 Проведение начальной диагностики
Сентябрь
3 Работа по проекту
Октябрь-май
4 Показ открытого урока Апрель
5 Проведение промежуточной диагностики Декабрь
7 Заключительная диагностика
Май
8 Анализ проведенной работы по проекту Май
9 Проведение выставки творческих работ
Май
Планирование по путеводителю
«Виртуальное путешествие по окружающему миру»
№ Тема занятия Упражнения, выполненные с использованием компьютера Сроки проведения
1 Что такое природа?
- Вода – это жизнь. Дождь, град, лед, снег… Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 1 октября 2011 года
- Погода. Четыре времени года Раскрашивание готовых раскрасок по теме 8, 15, 22, 30 октября
- Практическое занятие «Учимся у природы. Охрана природы» «Уборка в парке» (диск Страна знаний №1) 12 ноября
2 В саду
- Растения в саду. Сад в разное время года Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 19 ноября
- Животные в саду. Раскрашивание готовых раскрасок по теме 26 ноября
- Птицы в саду. Оседлые и перелетные птицы Работа в текстовом редакторе: печать текста 3 декабря
- Практическое занятие «Посадим цветочки на грядку» Работа в ПервоЛого 10 декабря
3 В лесу
- Гиганты леса. Определяем деревья. Как растет лес? Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 17 декабря
- Дикие животные и их следы. «Найди диких животных» (Класс Малышей) 24 декабря
- Жизнь под землей. Что растет под деревьями? Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 14 января 2012 года
- Лесные птицы. «Найди лесных птиц» (Класс Малышей) 21 января
- Лесные муравьи. Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 28 января
- Жизнь в лесу зимой. Следы животных на снегу. Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 4 февраля
- Практическое занятие «Как вырастить лес?» Работа в ПервоЛого 11 февраля
4 У воды и в воде
- В пруду и в озере. «Обитатели пруда» (диск «Страна знаний» №1) 18 февраля
- Как из икринок получаются лягушки? Как вырастить лягушек? Раскрашивание готовых раскрасок по теме 25 февраля
- Насекомые у пруда Работа в текстовом редакторе: печать текста 3 марта
- У ручья и реки. Прогулка по ручью. Бобры. Раскрашивание готовых раскрасок по теме 10 марта
- Жизнь у моря. Работа в ПервоЛого 17 марта
- Практическое занятие «Морское путешествие» Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 24 марта
6 На лугу
- Луговые растения. Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 7 апреля
- Животные на лугу Раскрашивание готовых раскрасок по теме 14 апреля
- В пчелином улье. Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 21 апреля
- Пауки и их сети Рисование компьютерной ручкой на графическом планшете 28 апреля
- Практическое занятие «Устрой цветочную лужайку» Работа в ПервоЛого 5 мая
7 В селе
- Растения в селе. Работа в текстовом редакторе: печать текста 12 мая
- Животные в селе. Работа в текстовом редакторе: печать текста 19 мая
- Практическое занятие «Мое любимое домашнее животное» Работа в ПервоЛого 26 мая
Результаты, ожидаемые от внедрения проекта :
Учащиеся с умственной отсталостью будут знать
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 - 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
приобретут компьютерные навыки, научатся самостоятельно (с помощью учителя) пользоваться простейшими программами, компакт-дисками, принтером.
Необходимое оборудование при работе над проектом :
компьютеры марки Apple iMac 20 с операционными системами MS Windows Vista и Mac OS X;
принтер лазерный сетевой, принтер струйный;
графический планшет с ручкой;
мультимедийный проектор;
клавиатура с большими кнопками и с разделяющей клавиши накладкой.
Проведение диагностики по направлениям:
компьютерная графика:
1. различение цветов
2. использование инструментов в программе Paint
3. рисование предметов по образцу
развитие устной речи:
1. полный ответ на вопрос учителя
2. краткое сообщение о предмете, животном, птице
3. осмысленное чтение текстов
компьютерные навыки:
1. свободное владение мышью
2. ориентировка на рабочем столе, экране монитора
3. знание назначения основных комплектующих компьютера
Таким образом, можно сделать выводы:
1) опытная работа подтвердила правильность выдвинутой нами идеи;
2) реализация проекта «Виртуальное путешествие» является одним из педагогических условий для развития творческих способностей школьников с умственной отсталостью;
3) при изучении окружающего мира по данному проекту у школьников повышается мотивация учения и интерес к изучению данного предмета.
Результаты исследования имеют практическую значимость для олигофренопедагогов, логопедов, психологов, учителей начальных классов и студентов педагогических колледжей.
Заключение
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы в коррекционной педагогике, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.