Надежда Котова
Социальный проект «Хлеб — это больше, чем пища. Он синоним самой жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
И в час беды, и под счастливым небом,
Вчера, сегодня, завтра и вовек,
Мы дорожить должны и крошкой хлеба –
Без хлеба жить не сможет человек!
О хлебе сложено много песен, легенд, сказок, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. Лучше и точнее не скажешь.
Публикация «Социальный проект „Хлеб — это больше, чем пища, Он синоним самой жизни“» размещена в разделах
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
На Руси хлеб был главным блюдом всегда – и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей в России и раньше, и сейчас встречают хлебом-солью.
Хлеб – это основа жизни, дар матушки-земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой.
Черный хлеб отражает самобытность русского народа. Именно на территории Руси в начале девятого века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Он по сей день остается «некоронованным королем на столе». Русский стол немыслим без хлеба: «Плох обед, коли хлеба, нет», «Без хлеба нет обеда». Для русского человека хлеб – это больше, чем пища: он синоним самой жизни.
И в наши дни Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба.
Тип проекта: познавательный,
творческий,
групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей: 6-7 лет.
Проблема:
Что знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?
Хлеб – это продукт питания. Как из зернышек получается хлеб? Найти в компьютере.
Хлеб можно купить в магазине. Почему говорят, что хлеб – всему голова? Спросить у бабушки – она знает все.
Хлеб пекут из теста, и он бывает разным. Почему нельзя баловаться с хлебом? Спросить у воспитателя.
Актуальность:
В наши дни, когда у большинства населения нашей страны есть возможность выбора питания, мало кто задумывается о том, что значил кусок хлеба для жителей блокадного Ленинграда, для жителей всей нашей страны во время войны, в неурожайные годы и т. д. И сейчас есть люди, для которых кусок хлеба означает жизнь. Наши дети должны понимать и ценить хлеб, уважать труд людей, создающих этот хлеб, помнить о том, что обыкновенный кусок хлеба может спасти жизнь человека.
Цель проекта:
Формирование у детей понятия о том, что хлеб – это не только пища, он синоним самой жизни.
Задачи проекта:
• Формировать у детей понятие о значимости хлеба в жизни человека, о многогранности самого понятия «хлеб».
• Систематизировать знания детей об этапах выращивания и производства хлеба в нашей стране.
• Закреплять знания детей об основных профессиях, связанных с получением хлеба.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.
• Знакомить с правилами этикета во время еды.
Участники проекта: дети,
воспитатели,
родители.
Обязательные условия реализации проекта:
Сочетание разнообразных видов деятельности;
Тесное сотрудничество с семьей;
Учет возрастных особенностей;
Доступность изложения материала;
Наличие разнообразного наглядного материала.
Предполагаемый результат:
Сформированность у детей уважительного, бережного отношения к хлебу; уважительного отношения к людям, производящим хлеб; понимания того, что хлеб для человека – это больше, чем пища.
Итоговое мероприятие:
литературно- музыкальное развлечение «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит!».
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
• Подбор методического материала по теме.
• Подбор демонстрационного материала.
• Подбор литературного материала: сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц и поговорок.
• Анкета для детей «Что я знаю о хлебе. Что я хочу о нем узнать».
• Родительское собрание на тему: «Нужно ли дорожить хлебом в наше время?».
Основной этап.
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
• «А что потом?»
• «Когда это бывает?»
• «От зернышка до булочки»
• «Третий лишний» (травы, злаки, полевые цветы).
• Магазин «Хлеб»
• «Узнай на вкус»
• «Найди по описанию»
• «Какие машины и что делают в поле?»
• «Какой колосок?»
Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»
Сюжетно-ролевая игра «Булочная»
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Познавательное развитие:
• Рассказ воспитателя об истории появления хлеба.
• НОД «От зернышка до зернышка» (с моделированием)
• НОД «От зернышка до булочки»(с моделированием)
• Беседа «Хлеб всему голова».
• Рассказ воспитателя «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»с чтением стихотворения О. Берггольц и стихов поэтов блокадного Ленинграда.
• Беседа «Для кого и в наши дни хлеб – синоним самой жизни?».
Речевое развитие:
• Обогащение и активизация словаря детей ;
• Составление творческих рассказов на тему «Как хлеб на стол пришел»;
• Составление рассказов по пословицам и поговоркам о хлебе;
• Рассматривание картин (А. А. Пластов «Ужин трактористов», «Поле летом», «Рожь»).
• Драматизация украинской народной сказки «Колосок».
• Заучивание наизусть стихов С. Погореловского «Хлебушко», Л. Кузьмина «Каравай, каравай».
• «В гостях у бабушки Загадушки» (Загадывание загадок о хлебе, полевых работах, колосках, зерне и т. д.)
Чтение художественной литературы:
Н. Ляшенко, А. Мусатов «Наш большой каравай»;
Г. Виеру «Хлеб с росою»;
В. Степанов «Почему у пирога зарумянились бока»;
Я. Дягутите «Руки человека»;
По сказке Г-Х Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб»;
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»;
К. Паустовский «Теплый хлеб»;
О. Берггольц «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»;
«На Невском замерло движенье…»;
«Когда однажды я горбушку хлеба…»;
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Кто сделал хлеб?»;
М. Пляцковский «Урожай»;
К. Ушинский «Два плуга»;
А. Куприн «Отцовское поле».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Русская традиция – хлеб-соль».
Натюрморт «Вот лежит каравай у меня на столе».
Роспись изделий из соленого теста.
Аппликация: панно «Урожай» (коллективная работа).
«Везем с поля урожай».
Лепка: Хлебобулочные изделия для нашего магазина (из соленого теста).
Физическое развитие:
• Беседы с детьми на тему: «Как правильно и красиво есть хлеб», «Чем полезен хлеб для человека?».
• П/и «Каравай».
• Физкультминутка «Колоски».
• Физкультминутка «Зернышки».
Заключительный этап:
• Литературно-музыкальное развлечение «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит!».
• Анкетирование на тему «Что новое и интересное я узнал о хлебе?».
• Выставка детских работ «Хлеб всему голова».
Взаимодействие с родителями:
• Родительское собрание «Нужно ли дорожить хлебом в наше время?»
• Анкета для родителей по окончании проекта: «Изменилось ли ваше мнение о хлебе? Если изменилось, то как?»
• Выставки детских работ.
• Папка-передвижка «Без хлеба куска везде тоска».
• Участие родителей в подготовке и проведении итогового литературно-музыкального развлечения «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит».