юлия миронова
Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.
Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.
Публикация «Социальное партнерство ДОУ и семьи в рамках ФГОС» размещена в разделах
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОУ и семьи.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.
Особенности социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников обусловлены тем, что дошкольная организация оказывает значительное влияние на получение ребенком образования на том уровне, который определен в ФГОС ДО и образовательной программе, на сохранение и укрепление его здоровья (физического и психического, на личностное развитие ребенка по всем направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Качество дошкольного образования и его результат напрямую зависят от успешности и эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Семья – это социальный институт, который отличается от всех других социальных институтов тем, что на протяжении дошкольного детства оказывает непрерывное и продолжительное воспитательное воздействие на личность подрастающего ребенка. Результат этих воздействий зависит от компетентности родителей в вопросах образования и воспитания ребенка.
Трудности во взаимодействии с семьями воспитанников у педагогов ДОУ возникают в связи с тем, что все семьи разные по статусу и возрасту родителей, их родительскому и жизненному опыту, по типу семейного воспитания, личностным качествам родителей. ДОУ в качестве общественного института, цель которого – всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста, конечно же, не может в полной мере заменить семью, не может решать многие социально-экономические и материальные проблемы семьи. Основное предназначение ДОУ – повысить воспитательный потенциал и авторитет семьи через организацию продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Непреложным является тот факт, что наиболее полноценное развитие каждого ребенка возможно только во взаимодействии ДОУ с семьей. Вот почему для создания условий индивидуального развития детей дошкольного возраста необходимо создать эффективную систему социального партнерства семьи и детского сада.
К особенностям социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников относится поэтапность этой работы. К основным этапам социального партнерства педагогов и родителей относятся:
Первый этап. Содержание социального партнерства :
1. Продумывание содержания и форм совместной работы.
2. Проведение анкетирования, экспресс-опроса родителей с целью изучения их потребностей, проблем и трудностей в образовании ребенка в семье.
Данные, полученные в ходе анкетирования и опроса родителей, педагоги ДОУ используют для планирования и организации социального взаимодействия с семьями воспитанников.
Второй этап. Содержание социального партнерства : установление между педагогами и родителями доверительных, доброжелательных и уважительных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе педагоги ДОУ привлекают родителей к совместной работе по моделированию положительного образа ребенка, которого необходимо достичь совместными усилиями на основе требований ФГОС ДО и образовательной программы, по которой работает детский сад.
Третий этап. Содержание социального партнерства : формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия через сообщение им тех знаний и информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Например, это может быть информация о том, как их ребенок общается со сверстниками и работниками ДОУ, его отношение к трудовым поручениям, к природе, личностные достижения ребенка в продуктивных видах деятельности, на занятиях физической культурой и спортом.
Четвертый этап. Содержание социального партнерства : ознакомление педагогов ДОУ с проблемами и трудностями семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагоги и сотрудники ДОУ вступают в диалог с родителями, которые, рассказывая о положительном опыте воспитания ребенка в семье, обязательно указывают и на проблемы и трудности, которые они не в состоянии преодолеть без квалифицированной помощи специалистов. В беседах с родителями педагог ДОУ может получить информацию об отрицательных качествах и поведении ребенка, которые беспокоят родителей, вызывают у них трудности и тревогу.
Пятый этап. Содержание социального партнерства : изучение и формирование личности ребенка на основе единых требований ДОУ и семьи. На данном этапе в совместной деятельности педагогов ДОУ и родителей реализуется конкретное содержание работы, выбираются формы и механизмы сотрудничества ДОУ и семьи.
Итак, особенности социального партнерства ДОУ с родителями состоят в том, что оно строится на определенных принципах, по определенным направлениям и реализуется поэтапно. Тщательное проектирование, а затем продуманная реализация последовательных действий этого партнерства позволяет полностью использовать мощный ресурс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи для улучшения качества образования детей.