Получи документы

Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе

Ольга Пензенская
Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Задачи родителей:

- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

- родители не слышат недостатков речи своих детей;

Публикация «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» размещена в разделах

- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки ис-правятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

Можно использовать различные формы работы :

- выступления на родительских собраниях;

- индивидуальные консультации;

- занятия-практикумы;

- организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ни-ми на первом организационном собрании в сентябре. Логопед обозначает цели и задачи совместной работы, рассказывает о системе логопедических занятий (еже-дневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи. До сведения родителей доводятся результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Логопед объясняет, что недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Далее логопед проводит практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что и взрослым это не легко. Поэтому организуется совместная работа родителей и детей по выполнению домашних логопедических заданий. В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие ребенка. Перед собранием необходимо подобрать книги, изучение которых может помочь родителям в данной проблеме. После собрания им предлагается просмотреть эту литературу.

Аналогичные собрания проводятся 3 раза в течение учебного года: в сен-тябре, январе и мае. На каждом из них подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и те родители, которые занимаются с ними. В мае даются рекомендации на летний период.

В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:

- специальные «логопедические уголки»;

- информационные стенды;

- тематические выставки книг.

В приёмной группы размещается полезная информация, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Эту информацию рекомендуется оформить интересно, необычно (например, в виде веселого кораблика с прозрачными окошками для статей и советов).

В качестве справочного материала вывешиваются статьи специалистов из раз-ных журналов, книг и газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.

В этой же приёмной можно оформить стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями по развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта, рисунками и описаниями упражнений для языка, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т. д. Также важна информация о том, как, а главное, зачем нужно этим заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» – неясно.

Поэтому логопед объясняет, что язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные дви-жения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуля-ционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен ви-деть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ре-бенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 мин. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Рекомендации о том, как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хва-лить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д.) также можно по-местить на стенд «Несколько советов родителям».

Для удобства родителей логопед 2 раза в неделю работает в вечернее время. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Рекомендуется в течение года проводить в детском саду «День открытых дверей», чтобы родители посетили все режимные моменты и занятия, в том числе и логопедическое. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое за-нятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико-грамматических категорий, проводятся занятия и по обучению грамоте. К концу года дети вместе с родителями мастерят буквы из разного материала (поролона, пенопласта, пластилина, природного материала). Все эти поделки оформляются в общую картину-коллаж (например, «Трудный звук учу – с буквами дружу!», или «Трудный звук – ты наш друг») с фотографиями детей с логопедических занятий.

Рассматривание результатов своего труда радует и детей, и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь при создании картин, контролируют и нацеливают на красивую, правиль-ную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось выше, безотказно действуют на дошкольников.

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образова-тельных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружаю-щих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произно-сительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.

Во-первых, родители должны хорошо знать своих детей, их положитель-ные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т. д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

Во-вторых, родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнать детей.

«Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на пра-вильность воспитания ребенка. Познать педагогику, овладеть секретами воспита-тельного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от. элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В. А. Сухомлинский.

К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь сво-ему ребенку исправить недостатки раз вития речи. Обеспокоенные его речевым развитием, они обращаются к разным источникам информации: читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Результаты анкетирования родителей детей, имеющих недостатки в развитии речи и посещающих старшую и подготовительную к школе группы общеобразова-тельного детского сада, показали, что 81% родителей осознают проблемы своих детей и хотели бы им помочь, но не обладают для этого достаточными знаниями и умениями. К счастью, они выражают желание освоить приемы коррекционной ра-боты для более продуктивных домашних занятий. Поэтому, помимо разных форм работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации, посещения заня-тий, может возникнуть необходимость организовать «Логопедические практикумы для родителей», задачей которых является получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков и оказание помощи в правильной организации логопедических занятия дома.

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только паны и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, кото-рые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

На занятиях родители не только получают теоретические знания, они обяза-тельно учатся применять их на практике: выполняют артикуляционные упраж-нения, составляют схемы слов и т. д., т. е. все те задания, которые предстоит вы-полнять их ребенку. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребенком задания и не позволяют исправлять правильное на неправильное (как показывает практика, это иногда случается: ребенок, оправдываясь перед логопедом за ошибку, поясняет: «Я говорил маме, что звук стоит в середине, а она говорит, что в конце»). Помимо этого, родители получают рекомендации о том, каким играм, книгам отдать предпочтение, как правильно общаться с ребенком.

Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога. Большую помощь в этом оказывает использование компьютерной техники.

Публикации по теме:

Современные технологии в логопедической работе с детьмиСовременные технологии в логопедической работе с детьми В современных условиях использование современных технологий в работе с детьми стало необходимостью, так как в настоящее время дети с раннего.

Целительные мудры в логопедической работе В логопедии для лучшего и более быстрого преодоления дефектов речи часто используют нетрадиционные средства. В своей логопедической работе.

Игры в логопедической работе. Что может игра «ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. ЧТО МОЖЕТ ИГРА» (материал к семинару) «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко.

Лэпбук в логопедической работеЛэпбук в логопедической работе Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Отчет о проделанной логопедической работе за 1 четверть Нарушения устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее.

Отчет по работе «Год семьи»Отчет по работе «Год семьи» Отчет по реализации года семьи Проект «Моя семья» В течении всего проекта были раскрыты такие темы: «Моя семья», «Папа,мама,я-дружная.

Презентация проекта «Здорово растем: партнерство семьи и ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ: Семья и детский сад – две половины одного целого – полноценного детства. А следовательно и в вопросах здоровьесбережения партнёрские.

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» города Невинномысска.

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» города Невинномысска Из.

Сотрудничество семьи и ДОУ в логопедической работе — важное условие успешности коррекцинно-развивающего процесса Сотрудничество семьи и ДОУ в логопедической работе – важное условие успешности коррекцинно- развивающего процесса. Детские годы - самые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе
Опубликовано: 1 августа 2019 в 13:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пензенская (УИ 80483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД