Ирина Озорнина
Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации национального проекта «Образование»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья –поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е. А. Мухачева
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены од-ним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации национального проекта „Образование“» размещена в разделах
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удо-влетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии реализации системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи и родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм сотрудничества с родителями.
Можно выделить четыре основных направления взаимодействия с родителями : информационно – аналитическое, наглядно – информационное, познавательное и досуговое.
Информационно-аналитическое направление нацелено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Ежегодно мы проводим анализ социального состава родителей, их пожеланий и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родите-лей информацию в доступной форме, познакомить их с дошкольной организацией, с воспитателями и специалистами. У родителей имеется возможность увидеть ребенка в условиях дошкольной организации, оценить методы и приемы воспитания. В роди-тельских уголках помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в ДОУ, имеются конкретные советы и рекомендации, есть папки-передвижки, включающие самую различную информацию. В информационных уголках присутствует рубрика «Благодарим». Мы всегда благодарим родителей за любые проявления сотрудничества, и родители платят нам тем же. С целью стимулирования наиболее активных родителей на родительском собрании и других мероприятиях вручаются благодарственные письма. В детском саду педагоги проводят с родителями различные консультации, предлагают полезные советы и рекомендации по воспитанию, развитию и образованию детей. Тематика консультаций очень разнообразна и зависит от потребностей родителей. Донести актуальную информацию до родителей нам помогает газета «Детский сад – второй наш дом», которая выходит ежеквартально. Еще одна форма сотрудничества детского сада с семьей – официальный сайт нашего детского сада в сети Интернет. На сайте содержится информация для родителей о направлениях работы ДОУ, об оказании дополнительных услуг.
Познавательное направление способствует ознакомлению родителей с возраст-ными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирова-нию у родителей практических навыков воспитания детей. Для этого в нашем ДОУ проводятся общие и групповые собрания, конференции, семинары-практикумы, ма-стер-классы, ток-шоу, вечера вопросов и ответов, круглые столы, игры – встречи, со-брания-консилиумы, групповые дискуссии, собрания-студии.
Хорошей традицией стало проведение дня открытых дверей, которое даёт воз-можность увидеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Досуговое направление помогает нам установить теплые доверительные отно-шения, эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Это направ-ление самое привлекательное и востребованное. Уже стало традицией проводить сов-местные праздники и развлечения. Каждый год проводится концерт для жителей юго – западного района с участием детей, родителей и педагогов. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт самооценка всех участников, появляется удовлетворение от совместной работы. В нашем детском саду есть еще одна хорошая традиция – это благотворительные ак-ции, которые завоевали успех у наших детей и их родителей. Сколько воспитательных моментов включает в себя эта форма работы!
Активное участие принимают наши родители в конкурсах, в создании семейных газет, выставок, проектах, вернисажах, выставках семейных коллекций, совместных походах, экскурсиях и спортивных досугах. Всё это способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Такие формы совместной творческой деятельности сближают семейный коллектив, помогают детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами.
Большую актуальность имеет такая форма совместной деятельности воспиты-вающих взрослых и детей, как проекты. В нашем ДОУ был реализован социальный проект взаимодействия с родителями «Детский сад – семья : аспекты взаимодействия по реализации воспитательно – образовательных задач в дошкольном учреждении», реализуются различные проекты в группах.
В заключение, хотелось бы отметить, что произошли позитивные изменения во взаимодействии педагогов с семьей. Изменился характер вопросов родителей к педагогам, руководителю учреждения, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. Возросла посещаемость родителей мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. Многие из родителей осознали важность сотрудничества с ДОУ. Произошли изменения микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. Можно говорить о проявлении у родителей осознанного отношения к воспитательной и досуговой деятельности, стремление к пониманию потребностей ребенка, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, акциях, субботниках, организуемых в ДОУ, формирование доверительных отношений и стремлении к взаимопониманию. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей - это общение на основе диалога, открытость, искренность, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов нашего ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, что позволяет нам достичь вы-сокого качества образования наших воспитанников.
Литература
1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2015.
2. Микляева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2012.
3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М. : Ай-рис-пресс, 2016.
4. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребёнка. М. : Творческий центр, 2014.
5. Свирская Л. А. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2014.