Елена Дресвянина
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Организация внеурочной деятельности
в условиях школы-интерната для детей с
ограниченными возможностями в рамках ФГОС»
Согласно требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности.
Публикация «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основной целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В связи с этим внеурочная деятельность решает следующие задачи:
• коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
• развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни
• развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата
• расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации
• развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
• но одной из приоритетных задач образования детей с умственной отсталостью является создание условий для их успешной социализации.
Программа внеурочной деятельности по ФГОС предполагает следующие направления: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.
Внеурочная деятельность организуется через репродуктивные и деятельностные формы :
• «репродуктивные» формы: воспитательные, классные, и информационные часы, часы нравственности, правовые беседы, тематические часы, экскурсии, встречи с интересными людьми, викторины.
• «деятельностные» формы: творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады, праздники, концерты, игры, кружки, секции.
Внеурочная деятельность в ОУ осуществляется по следующим схемам:
• непосредственно в общеобразовательной организации по типу школы полного дня
• совместно с организациями дополнительного образования детей, спортивными объектами, организациями культуры.
Для организации внеурочной деятельности необходимо соблюдать определенные условия:
• родительский запрос;
• наличие учебно-материальной базы;
• наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров;
• соблюдение СанПиНов, требований к сменности занятий и составлению расписания;
• ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании».
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:
• учебный план образовательного учреждения,
• дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
• образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,
• учреждения культуры и спорта;
• классное руководство;
• деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Вариант 1 - для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к основным направлениям внеурочной деятельности относятся :
• спортивнооздоровительное
• нравственное
• общекультурное
• социальное
На внеурочную деятельность учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю, начиная с 1 класса.
Лечебная физическая культура (ЛФК) - открытие групп лечебной физкультуры для занятий с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе.
Вариант 2 - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития к основным направлениям внеурочной деятельности относятся :
• спортивнооздоровительное
• нравственное
• общекультурное
• общеинтеллектуальное
• социальное
На внеурочную деятельность учебным планом предусмотрено 6 часов в неделю.
Лечебная физическая культура (ЛФК) - нагрузка на занятиях осуществляется с учётом возраста обучающихся, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.
По каждому направлению составляется программа внеурочной деятельности на год. Эти программы имеют свою структуру:
• титульный лист
• пояснительная записка
• учебно – тематический план
• содержание изучаемого курса
• методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
• список литературы
• приложения
Согласно программе, один или два раза в год проводится диагностика обучающихся.
У большинства обучающихся наблюдается ограниченное общение со сверстниками, с которыми во взрослой жизни им придется жить и работать; низкий уровень любознательности (ориентировки, замедлена обучаемость, плохая восприимчивость к новому. Все это влияет и на последующую интеграцию в обществе. Предназначение внеурочной деятельности – это создание условий, благоприятствующие позитивной социализации, освоения жизненных компетенций необходимых в будущем для выбора профессии, создания семьи, организации быта и досуга.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими детьми. Школа после уроков должна способствовать проявлению и раскрытию каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Жизнь после уроков – это второе дыхание школы.