Ольга Пилипенко
Проект «Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Тема проекта : Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки, как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.
Публикация «Проект „Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению“» размещена в разделах
Вид и сроки реализации проекта : познавательно – творческий, долгосрочный (в течение учебного года, с сентября по май).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы «Светлячок» (6-7 лет, воспитатели Кривой М. Б., Карловская О. А., логопед Пилипенко О. М., сотрудники детской библиотеки им. Г. Х. Андерсена г. Калининграда, родители.
Предполагаемый результат проекта :
- установление тесного сотрудничество между социальными партнерами : библиотекой, педагогами и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
- расширение представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- сформировать банк методических материалов по теме проекта;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
В результате – максимальное количество семей воспитанников, записавшихся в детскую библиотеку.
Проблема:
Не секрет, что компьютерные технологии принесли в бытность современных взрослых и детей не только положительные перемены. Экран монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают, что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной системой и особенностями ее работы практически с нуля. Метод проектной деятельности помогает всесторонне решить эту задачу, и на смену скучным экскурсиям приходит целый тематический комплекс мероприятий.
Актуальность проекта :
Нам, педагогам, сегодня детей часто становится просто жаль. Когда спрашиваешь их: «Ребята, а вам дома читают?» и получаешь утвердительный ответ лишь от 2-3 человек из группы, чувствуешь недоумение и горечь. Скольких минут совместного с детьми общения, мышления и соучастия лишают себя родители! А когда в ответ на просьбу принести на выставку в группу любимую книгу ребенка слышишь от мамы: «А диск с мультфильмом можно?.», то понимаешь: начинать нужно не с детей. А может быть, именно с детей? Ведь они — сегодняшние дошкольники — уже завтра пойдут в школы и через несколько лет либо будут с трудом читать условие задачи в учебнике, либо «запоем» станут прочитывать книги любимых авторов. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.
Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».
Таким образом, достигая своей цели привлечения детей к чтению и библиотеке, проект оказывает влияние и на родителей, заставляя их учиться у собственных детей, подумать о своих ценностях и стараться быть образованнее и культурнее. А это, на наш взгляд, большой плюс. Ведь иначе, чем через их собственных детей, переломить нежелание читать у большинства современных пап и мам просто невозможно.
Цель: способствовать формированию устойчивого интереса и любви старших дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
Познакомить детей с библиотекой, рассказать об особенностях ее работы.
Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей.
Сформировать у детей интерес к библиотеке.
Прививать интерес к литературе, художественному слову.
Воспитывать умение, не перебивая слушать чтение взрослых.
Способствовать зарождению традиции семейного чтения.
Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
Воспитать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей.
Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
Воспитывать у детей культуру поведения в общественных местах, закреплять знание правил этикета.
Необходимое оборудование: книги, репродукции иллюстраций знаменитых художников – иллюстраторов, книжные полки, столы, ТСО.
Продукт проекта :
- Сюжетно ролевая игра «Библиотека»;
- рукописные книги, выполненные родителями с детьми;
- Презентация проекта для родителей и педагогов.
Работа над проектом :
Этапы:
1. Организационный или подготовительный этап (сентябрь)
Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кривой М. Б., Карловская О. А., логопед Пилипенко О. М., заведующая детской библиотеки им. Г. Х. Андерсена
г. Калининграда Ирина Михайловна Соболева.
Деятельность педагогов, детей, родителей.
1. Заключение договора с библиотекой на совместную деятельность.
2. Подбор анкет для родителей и разработка беседа - опрос с детьми «Моя любимая книга».
Участие в беседах.
3. Анкетирование родителей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».
Ежедневное чтение произведений художественной литературы.
Помощь в организации развивающей среды.
4. Диагностика детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Участие в организации книжного уголка «Волшебный книжный мир». Подбор книг с произведениями детских писателей по программе.
Разработка плана работы по проекту.
2. Практический этап (с октября по май)
Взаимодействие с родителями.
№ Срок Вид деятельности
1. Сентябрь, октябрь Привлечение родителей к участию в проекте путем анкетирования и приглашения на совместную экскурсию в библиотеку.
2. октябрь Проведение консультации для родителей «Мама, почитай-ка!» о пользе семейных чтений.
3. ноябрь Групповая консультация библиотекаря «Воспитание будущего читателя».
4. ноябрь Сбор домашних детских книг для участия в выставке «Моя любимая книга».
5. январь Сбор книг разных изданий с иллюстрациями к сказам П. П. Бажова.
6. февраль Оформление в раздевалке стенда с детскими рисунками по прочитанным дома с родителями произведениям.
7. май Приглашение на праздник «Этот день победы…»
8. в течение года Подготовка выставок психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.
9. в течение года Оформление информационно – методического материала для родительских уголков.
10. в течение года Передвижная библиотека для родителей «Книжка на ночь».
11. в течение года Участие родителей в образовательных детских проектах.
3. Заключительный этап (май)
Ответственные: воспитатели подготовительной группы Кривой М. Б., Карловская О. А., логопед Пилипенко О. М., родители.
1. Проведение повторного анкетирования с детьми, с родителями.
2. Диагностика детей по задачам проекта.
3. Выводы. Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
Презентация проекта.
Для родителей и педагогов.
Итоги реализации проекта :