Наталья Лещенко
Социально-экологический проект «Мой край — Прибайкалье»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – экологический проект «Мой край - Прибайкалье»
«Удивительно и невыразимо чувство Родины…
Какую светлую радость и сладчайшую
тоску дарит оно, навещая нас в часы разлуки…»
В. Распутин
Экологическое образование и воспитание – одна из актуальных проблем современности. Она обусловлена объективной причиной: глобальными изменениями в окружающей среде, возможной надвигающейся на человечество катастрофой, приводящей к гибели всего живого на планете, - загрязнением окружающей среды. С постоянной тревогой об этом пишут и говорят в СМИ учёные, писатели, представители общественности – все те, кто всерьёз озабочен проблемами сохранения жизни на Земле.
Публикация «Социально-экологический проект „Мой край — Прибайкалье“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Прибайкалье
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание основано на понятии экологии как науки о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова).
По мнению С. Н. Николаевой – «Общение с природой начинается с детства». Именно в дошкольном детстве можно сформировать у детей начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к природе. В ребё нке может быть заложено первоначальное понимание аспектов взаимодействия человека с природой: человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.
Однако, невозможно прочувствовать проблемы целой планеты, не понимая экологических проблем своего региона.
Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам родного края способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения и приумножения богатств малой Родины. Чтобы сделать процесс познания творческим, развивающим и интересным для ребёнка, необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Организация полноценного взаимодействия педагога и родителей является сегодня одной из важнейших задач. Оно необходимо в силу того, что именно семья играет решающую роль в воспитании ребёнка, а родители – самые значимые для него люди.
Основным принципом взаимодействия педагога с родителями является сотрудничество, а именно:
• индивидуальный подход в работе с каждой семьёй;
• совместное планирование предстоящей деятельности;
• оценка результатов совместной деятельности.
На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Регионализация связана с социально-экономическими, культурологическими условиями, определёнными территориальным расположением Иркутской области в Восточной Сибири. Наш регион характеризуется природными богатствами, величественной тайгой, эндемичными животными и растениями и главным богатством Сибири – озером Байкал.
«Природа родного края – великий учитель. Она раскрывает глаза на прекрасное, пробуждает чуткость к сердцу другого человека», считал В. А. Сухомлинский. Принцип природосообразности в воспитательной работе с детьми всегда считал ключевым К. Д. Ушинский.
С раннего возраста ребёнка окружает мир природы, познание которого способствует развитию у него всех познавательных процессов, деятельности наблюдения, любви к родному краю.
В процессе реализации регионального компонента по теме: «Мой край - Прибайкалье», осмысления выбора темы за основу взяла технологию проектирования.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Взяв за основу образовательные технологии «Байкал - жемчужина Сибири», методические рекомендации В. Горбуновой, Л. Мишариной «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья», мною разработан проект «Мой край – Прибайкалье». В разработке и осуществлении этапов проекта активное участие приняли семьи воспитанников и наши социальные партнёры – детская краеведческая библиотека «Сибирячок», бурятский культурный центр «Туя».
Одним из направлений работы библиотеки является знакомство детей с родным краем.
В рамках данного направления сотрудники библиотеки организовали с детьми следующие формы работы:
• цикл творческих бесед по теме «Край, в котором я живу»;
• презентации «Заповедники и национальные парки Прибайкалья», «Байкал – колыбель бурятского народа», «Охрана окружающей среды озера Байкал»;
• организация книжных выставок для семей группы по теме «Писатели Сибири – детям»;
• участие в международной акции «Книжка на ладошке» - МБУК ЦСДБ г. Самара;
• победители конкурса «Лето читательских удовольствий» в номинации «Подарок для любимой книги» - МБУК АГО «ЦБС» г. Ангарск.
Результатом совместной работы с семьями воспитанников, социальными партнё рами стали следующие показатели:
• проявление активного интереса к природе, истории Прибайкалья;
• сформированное уважительное отношение к родной культуре и культуре народов, населяющих наш край;
• активность семей воспитанников в организации культурно-досуговой жизни группы и детского сада.
Проект «Мой край – Прибайкалье»
Вид проекта : информационно-исследовательский, творческий.
По срокам реализации: долгосрочный.
По составу участников: воспитанники группы старшего дошкольного возраста, воспитатель Лещенко Н. П., родители, социальные институты города : детская библиотека № 15 г. Ангарска, Бурятский культурный центр «Туя».
Цель: формировать представления детей о природе родного края; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с природой Прибайкалья;
• Формировать природоохранные, социально-коммуникативные компетенции у детей;
• Воспитывать эмоциональное отношение к природе родного края, желание охранять её.
Предполагаемый результат:
• Дети имеют представления о природе родного края;
• Проявляют бережное отношение к природе, имеют первичные предпосылки экологического сознания.
Принципы построения деятельности:
• Регионализация экологического образования.
• Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.
• Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы.
• Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (приложение1).
Этапы проектной деятельности :
Подготовительный
• Обсуждение с детьми и родителями, сотрудниками детской краеведческой библиотеки плана работы по проекту
• Изучение краеведческой литературы по теме
• Подбор детской художественной, научно-популярной, энциклопедической литературы
• Экскурсии в краеведческую детскую библиотеку «Сибирячок», посещение мероприятий, проводимых Культурным центром «Туя»;
• Подбор наглядно-демонстрационного материала «Животные Красной книги», «Птицы Сибири», «Рыбы Байкала». Создание познавательных альбомов «Тофалария – страна гор», «Растительный мир Прибайкалья», «Кустарники Сибири»; рефератов родителями воспитанников по темам: «Ветры Байкала», «Эндемики Байкала», «Архитектурно-этнографический музей Тальцы – культурное наследие».
• Составление презентации по теме: «Байкал – жемчужина Сибири».
Основной
• Чтение произведений сибирских писателей: В. Распутина, С. Бунтовской, М. Сергеева, А. Горбунова;
• Посещение детьми и родителями Байкальского лимнологического музея в п. Листвянка;
• Оформление фотовыставки «Наши добрые дела».
• Проведение игры - викторины «Как сохранить Байкал»
• Проведение акции «Каждой пичужке – кормушка»
• Выпуск стенгазеты «За чистоту Байкала», посвящённой Всемирному дню воды.
• Изготовление детьми и родителями макетов «Озеро Байкал», «Тайга», «Нюрка» (по сюжету народной бурятской сказки)
• Подготовка к спектаклю совместно с родителями, бурятским центром «Туя».
Заключительный
• Создание Красной Книги «Сибирячка»
Итоговый продукт
• Открытое мероприятие – постановка спектакля по сказке «Ангара и Нерпа».