Александр Поплевичев
Социально-реабилитационная программа «Ручеек творчества» по художественно-творческому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.
Публикация «Социально-реабилитационная программа „Ручеек творчества“ по художественно-творческому развитию» размещена в разделах
Данная проблема не нова в плане ее постановки, не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения в дошкольном возрасте.
Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Идёт поиск видов деятельности, которая способствует формированию творческой активности.
Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Художественное творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Особую значимость приобретает данная проблема для детей, находящихся на воспитании в ГКУ «СРЦН «Родник» Пильнинского района». Воспитанники учреждения часто имеют негативный социальный опыт, ослабленное психическое здоровье, нервное напряжение, низкую нравственную устойчивость.
Развитие творческих способностей становится крайне актуальной особенно для несовершеннолетних, попавшихся в трудную жизненную ситуацию. Решение этой проблемы связывается со становлением разносторонней развитой личности, владением навыками, позволяющими успешно адаптироваться к новой жизненной ситуации.
Изучение данной проблемы показало, что воспитанники нашего учреждения имеют низкий уровень художественно-творческого развития.
Необходимо отметить тот факт, что после прохождения курса реабилитации некоторые из детей вернутся в родные семьи, другие будут направлены в учреждения для детей-сирот: так или иначе дети будут взаимодействовать с окружающими людьми и приобщаться к творческой деятельности.
Эта проблема предоставляется актуальной, послужила основанием для составления программы по развитию художественного творчества у воспитанников «Ручеек творчества». Программа разработана для работы с воспитанниками 3-6 лет в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Аналитическое обоснование.
Программа «Ручеек творчества» способствует художественно-творческому развитию несовершеннолетних.
Для того чтобы выявить уровень развития художественного творчества у воспитанников 3-6 лет, было проведено диагностическое исследование. Исследование проводилось с помощью заданий: «Помоги художнику», «Пластилиновые узоры», «Построй по образцу», «Из бумаги».
Обобщив и проанализировав результаты, полученные при проведении первичной диагностики, были сделаны следующие выводы:
- у 5 воспитанников низкий уровень художественно-творческого развития, они не умеют строить по образцу, не умеют вырезать из бумаги круг, квадрат, не умеют дорисовывать половинку картинки до полной, не умеют лепить из пластилина.
- у 2 воспитанников средний уровень развития художественного творчества, они умеют лепить из пластилина простые детали, умеют дорисовывать картинки, умею строить по образцу башни из четырех кубиков, но не умеют обращаться с ножницами.
Эти данные говорят о том, что в дошкольном возрасте проблема художественно-творческого развития является актуальной, и поэтому необходимо проводить работу с воспитанниками 3-6 лет по развитию художественного творчества.
Концептуальные основы.
Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней. Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг). Согласно Н. А. Бердяеву, постановка проблемы художественного творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры», «космическим принципом мира, имманентным человеку». Творчество практикуется как «синоним жизни», «сущность человеческого бытия» (К. Маркс).
Психологи (Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Кириенко, А. Г. Ковалев, Л. А. Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н. А. Ветлугина выдвинула показатели качества продукции детского художественного творчества, обработала критерии оценки детского творчества Г. Гилфорда и Т. Торренса.
Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи.
Педагог В. Н. Шацкая рассматривает художественное творчество как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей, а исследователь детского творчества Е. А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.
А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное».
Б. М. Теплов в этой связи пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, это искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Б. М. Теплова, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Г. В. Лабунской, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной позволяют нам сформулировать, что художественное творчество - создание субъективно нового продукта; создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и неприменение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений, а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребёнку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения.
К. Д. Ушинский писал: «Дитя. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Рисование, по его мнению, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.
На необходимость соблюдения единства познавательных и эстетических задач в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности указывала в своих исследованиях Н. П. Сакулина.
Программа разработана на основе гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили, технологии Н. Е. Щурковой «Феликсология воспитания, на основе теории гармонического развития личности, соответствия особенностей детей и условий Рожкова М. И, на основе здоровьесберегающей технологии Н. К. Смирнова, включающей взаимосвязь и взаимодействие всех факторов среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех фазах развития, на основе технологии педагогической поддержки О. С. Газмана.
Цель программы : способствовать развитию эстетически творческой личности воспитанников дошкольного возраста.
Задачи программы :
Воспитательно – реабилитационные:
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело;
- воспитывать аккуратность, терпение;
- воспитывать бережное и экономичное отношение к используемому материалу;
- воспитывать толерантность и чувство взаимопомощи;
Развивающие :
- развивать творческие способности, фантазию, воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать инициативу;
- развивать навыки совместного творчества;
Информирующие:
- познакомить с различными видами художественного творчества
- познакомить со способами и приемами работы
Принципы работы по программе :
- принцип природосообразности – предполагает, что воспитатель в своей работе руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка;
- принцип наглядности - предполагает, что наглядность способствует лучшему усвоению материала через зрительное и слуховое восприятие;
- принцип доступности – предполагает, что материал занятий будет доступен для усвоения
- принцип логичности – материал преподносится от простого к сложному;
Формы работы по программе :
- практическая работа - используется для закрепления полученных теоретических знаний.
- беседа – используется для выявления знаний воспитанников, для рассуждения, сравнения.
- рассказ-объяснение – используется, чтобы раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора).
- индивидуальная работа – этот вид работы включает входную и итоговую диагностику познавательных процессов. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к воспитаннику на занятиях.
Методы работы по программе, способствующие развитию познавательных качеств воспитанников:
- пример – применяется на теоретических занятиях для осознания теоретического материала, для сосредоточения внимания на информации.
- убеждение – применяется теоретических занятиях для того, чтобы воспитанники приняли точку зрения воспитателя и следовал ей в своем поведении. Для большей убедительности используются цифры и факты.
- поощрение – применяется на теоретических занятиях для воспитания положительной, инициативной деятельности у воспитанников, для повышения эффективности и качества работы воспитанников.
- упражнение - применяется на теоретических занятиях для выработки навыков, привычек безопасного поведения
Нормативно правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Р. Ф. ст. 43. (Право на образование);
- Федеральный закон № 120 –ФЗ от 21 июня 1999 года с дополнениями (ФЗ- № 111) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 10.12.2013 года № 937 «О системе социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, в учреждениях социального обслуживания семей и детей Нижегородской области»;
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 года №377 «О представлении социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям в Нижегородской области);
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Устав учреждения;
- Положение об отделении социальной реабилитации;
- Должностная инструкция воспитателя.
Механизм реализации программы.
Данная программа представлена для работы с воспитанниками дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В программе участвуют 7 воспитанников 3-6 лет, эти педагогически запущенные несовершеннолетние, родители не занимались их воспитанием, они были предоставлены сами себе, они имеют трудности в обучаемости и воспитании, у них отсутствуют необходимые для их возраста умения и навыки.
Срок реализации программы - 4 месяца.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут.
Этапы реализации программы :
1. Диагностичекий – предполагает оценку уровня художественно-творческого развития у несовершеннолетних, проведение диагностики с несовершеннолетними, сбор информации о данной проблеме.
2. Основной - предполагает разработку и реализацию занятий, направленных на развитие у несовершеннолетних устойчивых навыков художественно-творческого развития.
Данный этап включает себя разделы:
1) «Аппликация» - в этом разделе воспитанники научатся выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности детали для составления изображения и наклеивать их, научатся аккуратно пользовать клеем, разовьются умения создавать предметные и декоративные композиции.
2) «Конструирование» - этот раздел касается овладения умениями создавать знакомые сооружения из геометрических фигур и тематического конструктора, умения анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружение.
3) «Рисование» - в этом разделе развиваются умения правильно держать карандаш, кисть, передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы, закрепляются названия цветов и оттенков, развивается умение передавать несложные сюжетные композиции, приобщение к декоративной деятельности.
4) «Лепка» - в этом разделе развиваются умения лепить из глины, пластилина, теста, развиваются умения лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей, развивается умение объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.
3. Итоговый - предполагает оценку результативности реализации программы. Он предполагает в случае обнаружения положительной динамики, позволяющей судить о результативности программы, разработку рекомендаций по дальнейшей работе с несовершеннолетними. В случае отрицательной или нулевой динамики, свидетельствующей о неэффективности реабилитационной программы, происходит пересмотр программы, а сроки ее реализации продлеваются.
Тематический план.
№ Наименование разделов и тем программы Всего занятий Количество занятий
Теория Практика
I Раздел «Аппликация» 8 - 8
1. «Корзина с фруктами» 1 - 1
2. «Осенние деревья» 1 - 1
3. «Неваляшка» 1 - 1
4. «Украсим тарелочку» 1 - 1
5. «Чайный сервиз» 1 - 1
6. «Транспорт» 1 - 1
II Раздел «Конструирование» 6 - 6
1. «Автобус для зверей» 1 - 1
2. «Сова» 1 - 1
3. «Ракета» 1 - 1
4. «Кораблики» 1 - 1
5. «Горшочек с цветами» 1 - 1
6. «В заколдованном лесу» 1 - 1
III Раздел «Рисование» 8 - 8
1. «Мой веселый звонкий мяч» 1 - 1
2. «Солнышко» (рисование ладошками) 1 - 1
3. «Веселое путешествие» (рисование манкой) 1 - 1
4. «Разноцветный коврик» (рисование пальчиками) 1 - 1
5. «Веселый дождик» (рисование ватными палочками) 1 - 1
6. «Рисуем мыльными пузырями» 1 - 1
7. «Цветочная поляна» (рисование оттиском смятой бумаги) 1 - 1
8. «Паровозик из Ромашково» (рисование солью) 1 - 1
IV Раздел «Лепка» 6 - 6
1. «Ежик в лесу» 1 - 1
2. «Снеговик и его друзья» 1 - 1
3. «Котенок» 1 - 1
4. «Зайчик –серенький» 1 - 1
5. Чашка с вишнями 1 - 1
6. Цветик-семицветик 1 - 1
Итого: 28 - 28
Ожидаемые результаты
По итогам реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
- у воспитанников появится чувство ответственности за порученное дело;
- воспитанники овладеют такими качествами как аккуратность, терпение;
- воспитанники научатся бережное и экономично относится к используемому материалу;
- у воспитанников разовьются творческие способности, фантазия, воображение;
- у воспитанников разовьется мелкая моторика рук;
- воспитанники научатся навыкам совместного творчества;
- воспитанники познакомятся с различными видами художественного творчества
- воспитанники познакомятся со способами и приемами работы
Список литературы
1. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.
2. Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.
3. Варкки Н. Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с. 57.
4. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М. : Издательский центр «Академия»,1998.
6. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5 — с. 49–53
7. Карпова И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 40-42.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
9. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — М. : Баласс, 2004. — 416с.
10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. — 144с.
11. Румянцева Е. А. «Чудесные фантазии. Пластилиновые фантазии». — Издательство «Айрис-пресс». Москва 2007 год.
12. Смирнова Н. Игровое сообщество дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. – С. 35.
13. Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. – № 6 — с. 57–61