Виктория Гоношилова
Социально-психологический тренинг для педагогов «Компетенции педагога». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-психологический тренинг для педагогов . Часть 1
День 1.
Цель: формирование понятийных представлений о коммуникативной, психологической и социальной компетенциях.
Ход:
1. Упражнение «Знакомство».
Цель - сближение группы, принятие друг друга в роли участников тренинга, активизация такого компонента социальной компетентности, как базовые ценности.
Материалы - листы бумаги на каждую подгруппу, фломастеры.
Публикация «Социально-психологический тренинг для педагогов „Компетенции педагога“, Часть 1» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задание группам: все члены группы одновременно должны изображать на листе свое представление о жизни и себя в этой жизни, возможно использование различных символов, схем, знаков и др.
Время выполнения - 5-7 минут.
После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка. Рисунок оценивают и остальные группы: рефлексия, обратная связь (понравился/не понравился, с чем согласны/ с чем не согласны.)
Ведущий - задает вопросы и подводит итог:
- Что между нами общего?
- Чем мы похожи?
- Что в нас различного?
- Какое было самочувствие при выполнении задания?
Наш тренинг проходит в рамках проекта «Я в мире людей» основной целью которого является формирование коммуникативной компетенции всех участников педагогического процесса.
2. Определение коммуникативной компетентности
Выделяют два понятия «компетенция» и «компетентность», которые взаимосвязаны.
Компетенция - общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетентность - уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции (область знаний, позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся условиях.
Определение коммуникации целесообразно рассматривать в контексте определения понятия «общение».
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны или компонента : коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями, социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения.
Предлагается задание для самопроверки знаний в области психологии общения.
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
- Увлекательное начало разговора рождает внимание и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
- Хорошо аргументированный пример способствует усилению эффективности словесного воздействия.
- Мешает доброму отношению грубый тон, назидательные речи.
- Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о неуверенности в себе.
- Одна из наиболее информативных частей лица глаза.
- Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник обиделся и готов заплакать,
- Поглаживание подбородка говорит о раздумье, желании принять решение.
- Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с интересами др. людей.
- Деловой конфликт носит конструктивный характер.
- К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся рефлексия, эмпатия, и личностная идентефикаиия.
- критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то нетрудно, но неэффективно, а часто и вредно.
Спасибо.
3. Упражнение «Трамвайчик»
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит : «А я зайцем», а четвертый заявляет «А я с. (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала.
4. Упражнение «Интуиция».
Цель - измерение и развитие социальной чувствительности педагогов как способности познавать другого человека в ходе общения с ним и на этой основе повышать качество предсказания его поведения.
Высокий уровень социальной чувствительности у педагога позволит лучше понять своих воспитанников, установить тесный контакт, способствует конструктивному педагогическому общению.
Материалы - раздаточные листы «Характеристики», на каждую группу по 2 экземпляра, ручки.
Задание группам - выбирается Доброволец от каждой группы. Экземпляры листка «Характеристика» раздают каждому в группу и по одному Добровольцам.
Доброволец выбирает из предложенных характеристик только 10 таких, которые больше всего подходят ему, на которые он может дать однозначные ответы.
Участники в группах - совместно оценивают своего Добровольца, выбирая 10 характеристик, на их взгляд больше всего подходящих Добровольцу.
Характеристики.
1. Я предпочитаю театр /кино.
2. У меня есть дети / нет детей.
3. Я перенес тяжелую болезнь, травму или операцию / у меня не было серьезной болезни, травмы или операции.
4. Я предпочитаю мясные блюда / молочные блюда.
5. В моей семье доминирующую роль играет мать / отец.
6. Я склонен к радикализму / консерватизму.
7. Я оптимист / пессимист.
8. Если люди наблюдают за мной во время работы, то это мешает мне / не мешает мне.
9. В школе мне больше нравились уроки музыки / ручного труда.
10. Я предпочитаю серьезную музыку / эстрадную музыку.
11 .Я люблю приключенческие истории, полные призраков и ужасов / не люблю.
12. Я охотно смотрю драмы / комедии.
13. В школе я больше любил занятии математикой / языками.
14. Неприличный анекдот в обществе меня шокирует / не шокирует.
15. Вкусное я съедаю сразу же / оставляю на потом.
16. Я люблю танцевать / не люблю.
17. Черчу я удовлетворительно / у меня нет способностей к черчению. 18. Я допускаю возможность какого-либо сверхъестественного явления / не допускаю.
- Мне больше нравится работать с мужчинами \ с женщинами.
- Мне больше нравится заниматься организацией чего-либо и руководить / вести хозяйство, что-нибудь выращивать, разводить.
- Я считаю, что в мире существует какой-то высший порядок / все является результатом беспорядочного развития.
- Мне больше нравится выращивать цветы / разводить животных.
- Сильный шум мне очень мешает / я могу привыкнуть к нему, не особенно мешает.
- Я предпочел бы отдыхать у моря / совершить поход в горы.
- Я хорошо знаю два или больше иностранных языков / знаю один или не знаю ни одного.
- Я принимаю решения быстро / после долгих раздумий.
- Имея дело с авторитетами, учреждениями, вышестоящими по службе, я испытываю неуверенность / чувствую себя уверенно.
Затем каждый Доброволец озвучивает 10 выбранных им характеристик, а его группа сопоставляет с отмеченными у них и озвучивает совпадения. За каждое совпадение группа получает 1 балл.
Результат - если группа оценила Добровольца иначе чем он сам, то необходимо обсудить со всеми участниками, почему так могло получиться, и сосредоточится на тех характеристиках личности, которые более всего заметны окружающим ( например: организаторские способности, уверенность, общительность,
доброжелательность.).
Интерпретация набранных очков: 8-10 баллов - условно свидетельствуют о наличии высоко развитой чувствительности; 6-7 баллов - средний уровень; 5 и менее баллов - низкий уровень.
Ведущий задает вопросы и подводит итог:
- как группа справилась с заданием - было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении задания? Как чувствовали себя Добровольцы?
11. Релаксация «Дыхание по-Бенсону»
12. Рефлексия «Обратная связь».