Наталья Силина
Социально-психологическая безопасность участников инклюзивного образования
Форма инклюзивного дошкольного образования реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.
Недостатками инклюзивного образования является неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этом следует сфокусировать внимание при создании социально-психологической безопасности в процессе взаимодействия участников инклюзивного дошкольного образования. То есть в первую очередь устранить социальные барьеры.
Публикация «Социально-психологическая безопасность участников инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Иногда взрослые не готовы по умолчанию, к принятию особых детей, когда это касается конкретно их детей в детском саду, ищут гарантии безопасности.
Один из первых вопросов родителей при обращении по поводу особого ребё нка в группе это вопрос: - Он агрессивен?
Практика показывает, что есть родители которых беспокоит: - Не станет ли мой ребёнок отставать в развитии из -за общения с ребёнком с особыми образовательными потребностями?
Волнует:- Где спит ребёнок с ОВЗ в тихий час? Не навредит ли он, когда дети спят?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё время на особых детей.
Так же психологический дискомфорт приходиться преодолевать и родителям особого ребёнка. Как правило родителей беспокоит не достаточная помощь ребёнку при усвоении культурно-гигиенических навыков, страшит не приятие другими участниками процесса их малыша. Мучает чувство «вины». Не исключена защитная форма агрессии.
Опираясь на опыт, можно сказать, что работу по социально-психологической безопасности следует начинать ещё до вхождения ребёнка в детское сообщество. Очень важно общение с мамой «особого» ребёнка, повышение её педагогической грамотности. Узнать, чего она ждёт в первую очередь, скорректировать завышенные требования. Следует постоянно побуждать родителей к активному участию в воспитательном процессе. Очень важна помощь вхождения в родительский коллектив. Побуждение к завязыванию дружеских отношений между родителями детей группы. Консультирование в плане облегчения общения с другими родителями. Ознакомление с работой, которая ведётся с ребёнком, с результатами. Для каждой категории родителей детей с ОВЗ разработаны отдельные технологии сопровождения. При этом надо ориентироваться на особенности, характерные для большинства родителей детей с ОВЗ: «комплекс жертвы», «комплекс отверженности», внешний локус контроля, низкая адаптивность.
Основной задачей сопровождения родителей детей с нормативным развитием является развитие толерантности. Наиболее важно информирование! Изменять прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у “особых”. Акцентировать участников воспитательно-образовательного процесса на возможностях, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Объяснять, что в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям.
С особыми детьми главная работа ведётся в направлении социально-психологической адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов. Способствовать формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.
Что касается особенностей социально-психологической безопасности инклюзивного образования большинства детей то следует развивать у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Опираясь на то, что дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все, прививать принятие разности людей. Помогать развивать у здоровых детей терпимость к особым сверстникам, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
В задачи психолого-педагогического сопровождения входит оценка межличностных отношений в детском коллективе (социометрия, а также организация психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и максимально использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но и эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Как видим из всего выше сказанного, основа для социально – психологической безопасности участников инклюзивного образования это прежде всего направленное взаимодействие в триаде: родители-дети-дети с ОВЗ, при едином сопровождении этого процесса всего коллектива ДОУ.