Елена Шаманова
Социально-педагогический проект для детей 6–17 лет с УО «Я сама»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Я сама!»
Тип проекта : Социально- педагогический
Цель проекта :
Способствовать успешной социализации воспитанников с различной степенью умственной отсталости, через формирование простейших культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Задачи проекта :
-Развивать культурно-гигиенические навыки;
Публикация «Социально-педагогический проект для детей 6–17 лет с УО „Я сама“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
-формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;
-формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
-формировать навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться (раздеваться) в определенной последовательности.
Адресат проекта :
Дети от 6 до 17 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Срок реализации проекта :1 год
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
Социализация детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Основные принципы реализации проекта :
-принцип государственной политики РФ в области образования;
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
-принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков в различные жизненные ситуации;
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, практическую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции
Средства реализации: Компьютер, телевизор, иллюстрации, книги, игрушки, методические пособия
Основные формы реализации проекта :
Образовательная деятельность по областям: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»
Дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения; практические поручения и задания
Чтение художественной литературы; художественное слово;
Беседы, встречи со специалистами, рассматривание картинок
Просмотр мультфильмов
Доступность реализации проекта :
Доступно для детей с ментальными нарушениями. Возможность многократного запуска повторных циклов занятий
Организация контроля за выполнением проекта
Виды основного контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Заключительный.
Вспомогательные виды контроля:
- Общий контроль за изменениями - координация изменений по проекту в целом;
- Ведение отчетности по проекту - сбор и предоставление отчетной информации о ходе реализации проекта, учитывая прогноз последствий отклонений;
- Контроль расписания - контроль изменений в календарном плане проекта.
«Здоровье детей – богатство нации».
Актуальность проекта
Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу и т. д.). Все это является важным шагом на пути к его независимости.
Работа по формированию культурно - гигиенических навыков чрезвычайно важна, в первую очередь, для детей с врожденной или приобретенной патологией. Воспитание навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья детей, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.
Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).
Воспитание навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья детей, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.
Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, снижают мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками.
Главное для детей с нарушениями и отставаниями в развитии – это максимальное овладение культурно гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, научить их ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому необходимо выбрать оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме, успешной социализации в будущем.
Проблема: отсутствие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Работа построена с учетом следующих принципов:
-принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности воспитанника и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях опытно-исследовательской ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- принцип дифференцированного подхода позволяет решать задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Организация контроля за выполнением проекта.
Виды основного контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Заключительный.
Вспомогательные виды контроля:
- Общий контроль за изменениями - координация изменений по проекту в целом;
- Ведение отчетности по проекту - сбор и предоставление отчетной информации о ходе реализации проекта, учитывая прогноз последствий отклонений;
- Контроль расписания - контроль изменений в календарном плане проекта.
Цель проекта : способствовать успешной социализации воспитанников с различной степенью умственной отсталости, через формирование простейших культурно-гигиенических навыков и навыков опрятности и самообслуживания
Задачи проекта :
• формировать привычку следить за своим внешним видом,
• выполнять алгоритм умывания; пользоваться расческой, носовым платком;
• формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
• формировать навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться (раздеваться) в определенной последовательности; заправлять кровать; поддерживать порядок в игрушках и вещах;
• знакомить с элементарными правилами поведения
Адресат проекта :
Дети от 6 до 17 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Формы проведения мероприятий: беседы, дидактические (сюжетно-ролевые) игры, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, практические задания в игровой форме и трудовые поручения
Форма организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная
1 раз в неделю (36 часов в год)
Реализация проекта включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный этап (информационно-накопительный) :
Цели и задачи:
- подобрать и изучить литературу по формированию и привитию культурно-гигиенических навыков у детей, имеющих умственноы отклонения в развитии;
-определить уровень сформированности умений и навыков самообслуживания (через дидактические игры- задания, упражнения и беседы;
-разработать календарно-тематический план проекта;
-подготовить необходимое оборудование для проведения экспериментов
СРОК: сентябрь - октябрь
II. Основной этап (организационно-практический) :
Цель: реализация проекта по формированию культурно-гигиенических навыков
Ожидаемые результаты:
-выполнение алгоритма умывания и чистки зубов;
-умение самостоятельно (или при помощи взрослого) одеваться и раздеваться в определенной последовательности; умение заправлять свою кровать, поддерживать порядок в игрушках и личных вещах;
-проявление навыков опрятности (умение следить за своим внешним видом; замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или при помощи взрослого);
-умение контролировать свое поведение, правильно вести себя не только при посторонних и в общественных местах, но и за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфетками);
-умение пользоваться индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
- уважительно вести себя со сверстниками и взрослыми; называть по имени – отчеству; использовать в речи «волшебные» слова;
III этап. Обмен опытом:
Презентация проекта на Методическом объединение воспитателей ИДДИ № 2 «Я сама»;
Оформление фотостенда «Я сама»
IV этап. Выпуск практических рекомендаций:
Изготовление буклета «Культурно гигиенические навыки – важная составляющая часть социализации»